Владимир Исаков: Бюджет Владивостока на 2014 год сбалансирован

     

    Владивосток, 11 декабря, PrimaMedia. 5 декабря Дума Владивостока утвердила бюджет городского округа на 2014 год. Впервые он сформирован по программно-целевому принципу, что дает возможность депутатам и жителям города проследить, все ли запланированные мероприятия исполнены в полном объеме. О том, каким будет бюджет Владивостока в 2014 году, в интервью PrimaMediaLIVE рассказал председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Думы Владивостока Владимир Исаков.  

     

    - В Думе Владивостока Вы возглавляете  комитет по бюджету, налогам и финансам. На какой стадии находится рассмотрение проекта бюджета города на будущий год? Сколько заседаний провел профильный комитет в процессе рассмотрения проекта?

     

    - Комитет по бюджету провел восемь заседаний, проект документа комитетом рассмотрен полностью. Если говорить об отличия бюджета Владивостока на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов, то это, в первую очередь, принцип формирования бюджета. В этом году бюджет впервые формируется программно-целевым способом. Это значит, что практически все основные расходы, а именно 77% всей расходной части, будут распределены в рамках 16 целевых программ.

     

    Второй тренд – резкое снижение бюджетного дефицита. Если в 2013 году дефицит бюджета составлял 1,2 млрд рублей, то в бюджете 2014 года этот показатель запланирован на уровне 485 млн рублей.

     

    - Сколько программ будет работать в ближайшие годы? Какие программы имеют наибольший объем финансирования?

     

    - Все 16 программ будут работать по основным направлениям жизнедеятельности города. Что такое программа? Сначала формулируется цель, к которой мы стремимся, прописываются программно-целевые показатели и меры, за счет которых мы идем к намеченной цели. И каждый год видно, смогли ли мы достичь промежуточных целей.

     

    Например, в программу "Развитие физкультуры и спорта" мы закладываем показатели улучшения спортивной инфраструктуры. Это количество отремонтированных стадионов, спортивных площадок, школьных спортзалов; процент детей, занимающихся физкультурой и спортом; общее количество проведенных спортивных мероприятий.

     

    Исходя из этих показателей, будет четко видно, выполняется ли эта программа. И так по каждому направлению.

               

    Если говорить о выделяемых суммах, то самая большая по объему программа, 51% всех расходов по программам, - это развитие образования. На втором месте программа развития улично-дорожной сети и благоустройства Владивостока (21,5%). В 2014 году в рамках этой программы запланирована реконструкция транспортного узла Печорская – Вострецова – Днепровская, а также дорога с улицы Снеговой до пересечения с Шаморовской трассой. Кроме того, будет работать подпрограмма, задача которой – обустройство подъездных путей к медицинским учреждениям Владивостока. Все дороги к больницам должны быть хорошо отремонтированы, чтобы и жители, и автомобили "Скорой помощи" могли беспрепятственно проехать в больницу независимо от погоды.

     

    - С 2014 года во Владивостоке начнет работать новая программа "Доступная среда". Какие мероприятия запланированы в рамках этой программы? 

     

    - Несмотря на уменьшение дефицита и расходов бюджета, с 2014 года вводится новая программа – "Доступная среда". Она необходима для того, чтобы инвалидам и маломобильным гражданам было удобно жить во Владивостоке. Ведь сейчас город для этой категории людей фактически не приспособлен.

     

    Программа включает в себя организацию парковочных мест для инвалидов, устройство пандусов и съездов, оборудование светофоров звуковыми сигналами, а подходов к ним – тактильной плиткой. В 2014 году на эту программу выделяется порядка 12 млн рублей, далее финансирование будет ежегодным.  

     

    - Вы сказали, что в процессе рассмотрения бюджета-2014  комитет по бюджету, налогам и финансам провел восемь заседаний. Чему конкретно они были посвящены? Вносились ли по итогам поправки в бюджет?

     

    - Бюджет – достаточно объемный документ, и депутаты ответственно подходят к его принятию, внимательно и детально рассматривая проект. 16 программ, основные показатели бюджета, доходы и расходы – все это было распределено по заседаниям. Мы подробно разбирались, что находится "внутри" каждой программы, какие меры и целевые показатели планируется по их разделам. Почему именно такие целевые показатели, почему именно такой вектор и такой приоритет – все эти вопросы внимательно изучались. От ответов на эти вопросы зависит финансирование программ.

     

    Что касается оформленных поправок к проекту бюджета, то их не поступало. Администрация города корректировала его в техническом плане. Но на все вопросы, почему бюджет был сформирован так, а не иначе, депутаты получили ответы.

     

    Один из вопросов, который активно обсуждался, но не превратился в поправку – это дополнительные средства  капитальный ремонт многоквартирных домов по исполнительным листам. Вопрос возникает ежегодно в связи с тем, что люди просят увеличить финансирование на эти цели. Но, к сожалению, решить проблему за год в полном объеме невозможно. Бюджет должен быть сбалансированным, и за счет него необходимо решать все вопросы местного значения, а не только проводить капремонт жилья. 

     

    Тем не менее, с 2008 года около 2 млрд рублей уже было потрачено на ремонт жилого фонда. Ситуация с исполнительными листами имеет место только во Владивостоке, в других городах такой проблемы нет. Есть некий "бизнес" со стороны управляющих компаний, поэтому многие исполнительные листы направлены на то, чтобы отремонтировать все элементы дома одновременно.

               

     Хотя по тем же лифтам несколько лет действовала городская программа, благодаря которой бОльшую часть лифтов в МКД удалось заменить. Похожая ситуация с кровлями. То есть ремонт частично проведен, а исполнительные листы так и "висят". Ежегодно на проведение капремонтов по ним из бюджета выделяется 300-400 млн рублей. Прокуратура просила увеличить расходы на это направление, но депутатский корпус не поддержал. Доходная часть бюджета – 10,4 млрд рублей, и потратить на капремонт по всем исполнительным листам 3,5 млрд рублей за год просто невозможно.

     

    - На Ваш взгляд, удалось ли сохранить социальную направленность бюджета в 2014 году? Следует ли бюджетникам Владивостока ждать повышения зарплат в соответствии с "майскими указами" президента? 

     

    - Исполнение указов президента – это, конечно, в основном расходы краевого бюджета. Город получает лишь межбюджетные трансферты. Исполнение указов президента идет в соответствии с "дорожными картами" и это достаточно жестко контролируется прокуратурой. Сомнений у граждан, которые попадают под действие "майских указов", быть не должно. 

     

    Если же говорить о расходах бюджета Владивостока, то с 1 января 2014 года будет проиндексирована заработная плата педагогам в сфере культуры. Это досуговый центр "Светлячок", Владивостокский досуговый центр, педагоги централизованной библиотечной системы. А в 2013 году дважды за счет городского бюджета поднималась зарплата педагогов дополнительного образования. 

     

    - Нет ли снижения по остальным социальным программам?

     

    - Бюджет в любом случае остается социальным – на социальные расходы направлено 51,8% всей расходной части. Основное направление здесь – образование.

     

    Видно некоторое снижение в области культуры.

     

    Но нужно понимать, что в последние два года у нас в городе был, наверное, слишком большой объем культурных мероприятий. Особенно это касается выступлений коллективов на открытых площадках – почти каждые выходные кто-то где-то выступал.

               

    В 2014 году планируется 360 часов выступлений вместо 600 часов в 2013 году, соответственно, снижается и объем финансирования. Но сказать, что культура сильно страдает, конечно, нельзя.  

     

    - Перед саммитом АТЭС Владивосток получил сотни миллионов рублей на развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Какой объем средств запланирован на объем и строительство дорог в 2014 году? На какие еще мероприятия по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры пойдут средства бюджета?

     

    - Помимо тех объектов, о которых я уже говорил, планируется построить пешеходный переход в районе санатория "Амурский залив". А основной объем средств пойдет на текущие ремонты целого ряда улиц. Администрация обещала разметить на своем официальном сайте адресный план ремонта на 2014 год, чтобы любой житель Владивостока мог с ним ознакомиться. Добавлю, что список корректировался в том числе в рамках предвыборной кампании главы города, когда жители на встречах озвучивали свои пожелания. 

     

    - После первого чтения проект бюджета-2014 прошел процедуру публичных слушаний. Какие рекомендации были вынесены по их итогам? Отражены ли эти рекомендации в итоговой версии бюджета?

     

    - Публичные слушания – это обязательная ежегодная процедура, в которой участвует достаточно подготовленных граждан. В ходе проведенных слушаний были высказаны пожелания работать над увеличением доходной части бюджета. Эти рекомендации были приняты, а итоговый протокол публичных слушаний обязательно рассматривается на заседании думы.

     

    Сам по себе бюджет – сложно воспринимаемый документ для неспециалиста. Если его просто открыть и читать, можно увидеть только коды классификаций и цифры, нужно погружаться в приложения. Именно поэтому сейчас на сайте администрации появился раздел "Бюджет для граждан", чтобы любой житель мог понять, сколько денег на какие направления идет.

     

    - Сейчас уже понятно, что по итогам 2013 года бюджет Владивостока столкнется с недобором по доходам. Каковы причины этой ситуации? Есть ли понимание, как ее преодолеть?

     

    - Во-первых, изменилось бюджетное законодательство, произошло перераспределение доходной базы. Если раньше в местный бюджет зачислялось 20% НДФЛ, то теперь этот показатель равен 15%. Это существенное уменьшение, порядка 700 млн рублей. Кроме того, город столкнулся с ситуацией, когда поступления за 2012 по земельному налогу, уже полученные после переоценки кадастровой стоимости, вследствие решения суда об отмене этой нормы возвращаются плательщикам. Бюджет Владивостока на этом теряет еще около 500 млн рублей. При этом часть расходных обязательств на себя забрал край. Поэтому все не так однозначно.

     

    Если говорить об источниках пополнения доходной части, то это в первую очередь работа с землей, вовлечение как можно большего количества земель в хозяйственный оборот. Сегодня 80% земель ВГО не участвует в обороте.

               

    Будет продолжена и работа по привлечению инвестиций во Владивосток. Вновь открываемые предприятия на Дальнем Востоке вскоре получат льготы по налогу на имущество и на прибыль. Мы со своей стороны планируем принять документ, который предоставит таким предприятиям льготы по земельному налогу для тех, кто инвестирует от 150 млн рублей в течение трех-пяти лет.

     

    Думаю, что эффект от этих мер мы увидим в 2015-2016 годах в виде роста поступлений по НДФЛ.

               

    Необходимо вести и пропаганду среди предпринимателей, чтобы они более активно переходили на уплату ЕНВД. После того, как выбор схему налогообложения стал добровольным, многие предприниматели перешли на упрощенную систему, и их отчисления идут в краевой бюджет. Кроме того, мы планируем пересмотреть коэффициент по рекламе в сторону снижения и тем самым простимулировать переход рекламных компаний на уплату ЕНВД.

     

    - Администрация города на днях заявила о намерении "легализовать" рынок аренды жилья, а затем и рынок аренды коммерческой недвижимости во Владивостоке. На Ваш взгляд, какие действия необходимо предпринять в этом направлении и каков будет эффект для бюджета города? 

     

    - Ситуация двоякая. С одной стороны, эту работу нужно проводить, хотя это скорее полномочия налоговой службы, а не администрации. Нужно работать над выявлением лиц, которые получают доходы от сдачи в аренду недвижимости, но не платят налоги. Думаю, что городская администрация будет работать с управляющими компаниями и участковыми, чтобы они передавали информацию о таких фактах. Безусловно, такая работа сразу даст увеличение сборов по НДФЛ, но ждать взрывного эффекта в первые год-два здесь не стоит. 

     

    Что касается коммерческих помещений, то они в основном и так сдаются в аренду официально. Тут большой эффект вряд ли будет достигнут. А вот работа с населением даст большой объем по НДФЛ в бюджет. Это непросто, но необходимо. Конечно, в договоре можно написать, что квартира сдается за три тысячи рублей, но город получит налог хотя бы с трех тысяч. На первом этапе главное вообще легализовать этот рынок, а потом уже разговаривать, насколько применяемые ставки соответствуют рыночным. 

     

    - 2 декабря депутаты бюджетного комитета одобрили выделение финансовой помощи МУП   ВПОПАТ-1. По итогам года получится сумма дотаций более 44 млн рублей. Какова сегодня ситуация на предприятии и не потребует ли оно дополнительного финансирования в 2014 году? 

     

    - Я считаю, нужно гордиться тем, что сделано муниципалитетом в области транспорта.

     

    За исключением Москвы и Санкт-Петербурга, муниципального транспорта в виде "Манов" и "Фольксвагенов" в российских городах нет. Но эта заслуга требует определенной финансовой поддержки.

               

    Поскольку основная задача ВПОПАТа – это социальные, а не коммерческие перевозки, предприятие несет убытки. Тот же маршрут на остров Русский "раскатывали" восемь месяцев, то есть он лишь недавно стал безубыточным.

     

    Перед ВПОПАТ стоит задача обеспечить транспортную доступность, сделать передвижение по городу удобным для жителей и гостей Владивостока. Соответственно, и доходы у ВПОПАТа будут ниже, чем у частников, которые работают на маршрутах с самым большим траффиком, а водители там не всегда трудоустроены официально. Поэтому мы поддержали выделение еще 17 млн рублей для увеличения уставного капитала муниципального предприятия. Они пойдут на выплату долгов по зарплате и налогам, а также на уплату банковских процентов по приобретению автотранспорта.

     

    Руководством предприятия разработан план выхода из сложившейся ситуации, он рассчитан примерно на полтора года. Во-первых, часть автобусов должна встать на коммерческие направления, чтобы получать прибыль. Кроме того, автобусы ВПАТП-3 и ВПОПАТ-1 произведут перераспределение автотранспорта, чтобы сбалансировать финансовые потоки. Снизит себестоимость работы и передача функций по хозяйственному обслуживанию автобусов в руки самого ВПОПАТа, благодаря чему он больше не платит контрагентам.

     

    Представители ВПОПАТ-1 также выразили пожелание увеличить долю безналичных расчетов за проезд – на базе карты "Мой дельфин" либо какой-то другой. Чем больше безналичных расчетов, тем прозрачнее финансовые потоки от продажи билетов. Это также повысит рентабельность предприятия.

     

    - Есть и еще один "проблемный" МУП, ситуацию с которым изучали депутаты – Спецзавод №1. Какова сейчас ситуация там?

     

    - Это еще один МУП, который имеет "плановый" убыток и фактически дотируется из бюджета. Мы должны выбирать: либо повышаем тариф на уборку мусора, либо не повышаем и дотируем предприятие из бюджета. ведь в любом случае кто-то должен платить за его работу.

     

    Сейчас политика состоит в том, что в условиях замедленного экономического роста увеличение тарифов не является экономически целесообразно, поэтому идет поддержка из бюджета.

               

    Однако мы надеемся, что запланированные руководством МУП мероприятия по сокращению убытков будут реализованы, и ситуация понемногу выровняется.  

     

    - Есть ли в городе прибыльные МУПы?

     

    - МУП может вести коммерческую деятельность, но в первую очередь – решать вопросы местного значения. Есть прибыльные МУПы – это ВПЭС, магазин "Медтехника" и ряд других. В основном МУПы работают "в ноль". Многие были созданы еще в 2005-2006 годах для специальных коммерческих целей сейчас находятся в процессе ликвидации.