Владимир Исаков: Бюджет Владивостока – динамичный документ

     

    Жители города могут и должны участвовать в обсуждении проекта бюджета, уверен председатель профильного комитета Думы Владивостока

     

    Владивосток, 1 октября, PrimaMedia. Бюджет Владивостока – это не только статьи доходов и расходов, коды классификаций и десятки разделов. За сухими и скучными цифрами скрываются новые скверы и стадионы, зарплаты работников детских садов и учреждений культуры. И задача депутатов думы города – правильно оценить целесообразность трат городской казны, предложить новые варианты ее пополнения. Об этом в интервью PrimaMediaLIVE рассказал председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Думы Владивостока Владимир Исаков.

     

    - В Думе Владивостока Вы возглавляете  комитет по бюджету, налогам и финансам. Что, помимо утверждения и корректировки бюджета, входит в его функции?

     

    - Безусловно, работа с бюджетом – это основа деятельности комитета. Кроме того, минимум семь-восемь раз в год проводится корректировка бюджета: это документ хоть и плановый, но достаточно динамичный. Периодически появляются дополнительные доходы, новые задачи по расходной части.

     

    Помимо этого, комитет рассматривает отчеты Контрольно-счетной палаты Владивостока. КСП проверяет деятельность муниципальных учреждений, и все отчеты Контрольно-счетной палаты рассматриваются на заседании комитета. Также в функции комитета входит  формирование перечня наказов избирателей.

     

    Сейчас ведется достаточно большая работа в отношении налога на землю. Как известно, президент выступил с инициативой о том, чтобы в регионах Дальнего Востока новым инвестиционным проектам предоставлялись налоговые преференции. В связи с этим краевые и местные налоги пересматриваются: край дает новым производствам льготу по налогам на имущество и налогу на прибыль, а город – по налогу на землю. Предусматривается, что для новых инвестиционных производственных проектов, в течение первых пяти лет будет применяться ставка налога 0,3%, а в последующие пять лет – 0,6%. Учитывая, что "стандартная" ставка налога составляет 1,5% от кадастровой стоимости, это очень существенно.

     

    В первом чтении муниципальный правовой акт, который устанавливает налоговые льготы, думой уже принят. Также при комитете по бюджету, налогам и финансам создана рабочая группа, задача которой – урегулировать все нюансы применения этих льгот.  Как только соответствующее законодательство будет принято на федеральном уровне, необходимые документы в кратчайший срок появятся на краевом и на муниципальном уровне. К этому все готово.   

     

    - На днях комитет рассматривал отчет администрации Владивостока об исполнении бюджета города в первом полугодии 2013 года. Есть ли недостатки в управлении бюджетным процессом в городе? Какие программы исполняются не в полном объеме и почему?

     

    - Отчет об исполнении бюджета не всегда показателен, если говорить о проценте освоения денежных средств. Ведь основной объем работ по всем проектам, связанным со строительством или ремонтом дорог, как правило, приходится на третий-четвертый кварталы. Муниципальные контракты осуществляются без предоплаты, и предусмотренные в бюджете средства расходуются уже по факту выполненных работ – во второй половине года.

     

    Об эффективности работы с бюджетом хорошо говорит показатель проведенных за полгода конкурсов, торгов по тем направлениям, где запланированы строительные работы. По итогам первого полугодия он находится на уровне 95-96%. Это очень хороший показатель, который говорит о том, что исполнение бюджета по итогам 2013 года будет находиться на аналогичном уровне.

               

    Безусловно, есть отдельные программы – и комитет обратил на них внимание в ходе рассмотрения отчета – которые работают не так, как предполагалось. В частности, это программа обеспечения энергоэффективности, связанная с установкой общедомовых приборов учета. Управляющие компании эту работу саботируют, и заложенные в бюджете деньги не осваиваются – в первом полугодии исполнение программы на уровне 7%. И в прошлом году ситуация была такой же. Администрация говорит о том, что с УК проводится разъяснительная работа. Но, наверное, необходимые какие-то другие методы, либо бюджет на эти цели стоит планировать по-другому, перераспределять средства на другие задачи.      

     

    Что касается исполнения бюджета по направлениям, не связанным со строительством, то показатель освоения средств в первом полугодии приблизился к 50%, что соответствует нормальным значениям. Исполнение по доходам и расходам бюджета находится на уровне около 40%, поэтому как минимум твердую "четверку" за эффективность исполнения бюджета в первом полугодии администрации города можно ставить. Конечно, лучше судить об эффективности исполнения бюджета по годовому отчету, но процент проведенных в первом полугодии торгов говорит о том, что показатель исполнения бюджета-2013 будет высоким.  

     

    Добавлю, что анализ отчетов об исполнении бюджета не менее важна, чем работа по его принятию. Это два больших направления работы комитета – как по времени, так и по объемы работы. Мы заслушиваем всех главных распорядителей бюджетных средств, детально все изучаем.

     

    - Существует мнение, что после саммита АТЭС федеральных и краевых денег город больше не получает. Так ли это на самом деле? Какие муниципальные программы софинансируются сегодня за счет края?     

     

    - Есть вопросы местного значения, под которые и формируется бюджет города. Собственные доходы Владивостока не изменились после саммита, хотя общее количество денег, поступающих в казну города, снизилось. Прекратили действие целевые программы, направленные на подготовку к саммиту.

     

    Однако появляются новые программы, поэтому нельзя говорить о том, что Владивосток остался без денег. Средств для решения вопросов местного значения в бюджете достаточно.

               

    Кроме того, интерес федерального центра к Владивостоку после саммита АТЭС не остыл: об этом говорит и позиция президента, и те мероприятия, которые реализуются сегодня в регионе.

     

    - На Ваш взгляд, есть ли возможность для увеличения собственных доходов бюджета Владивостока? За счет каких источников? 

     

    - Основной ресурс для увеличения собственных доходов – земельный налог, все поступления от которого зачисляются в местный бюджет. Он составляет 18,2% в структуре собственных доходов казны города. И есть еще над чем работать: зачастую намеренно не выкупаются и не оформляются земельные участки, во избежание уплаты земельного налога, да и вообще в целом много неучтенных сведений по земельному налогу.  Кроме того, сейчас идет процесс передачи земель Минобороны в муниципальную собственность, а дальше она будет передана конечным пользователям. Значит, больше станет плательщиков земельного налога. Так что ресурс для увеличения собственных доходов за счет администрирования земельного налога есть. 

     

    То же самое можно сказать и о налоге на доходы физических лиц (НДФЛ) – чем больше предприятий, новых рабочих мест будет создаваться на территории Владивостока, тем больше будут налоговые поступления. Но, к сожалению, большая часть налога уходит в край – доля поступлений от НДФЛ в муниципальные бюджеты снижена до 15%. Если говорить о доходах из других источников, то возможностей кардинально повлиять на ситуацию по ним я не вижу.

     

    - Весной дума одобрила увеличение уставного капитала двух МУПов Владивостока – Спецзавод и ВПОПАТ. Был ли предоставлен комитету отчет об их финансовом состоянии после получения финансовой помощи?

     

    - Комитет внимательно изучил ситуацию в этих МУПах, более того, просили, чтобы этот вопрос рассмотрел и комитет по городскому хозяйству. Что касается МУП "Спецзавод №1", то деньги пошли на поддержание текущего баланса предприятия. Это была вынужденная мера, связанная с запуском нового оборудования по переработке мусора в формы, которые можно затем реализовывать.  Во-вторых, есть принципиальная позиция о сохранении тарифа на вывоз ТБО на прежнем уровне: как только тариф поднимается, весь мусор очень часто оказывается в лесу. Следовательно, бюджет вынужден нести дополнительные расходы, чтобы не компенсировать рост затрат предприятия за счет населения. Администрация старается максимально сдерживать рост тарифов хотя бы в этой части, и депутаты думы ее поддерживают.

     

    Также "Спецзаводу" выделялось дополнительно 10 млн рублей на создание полигона по утилизации ТБО на острове Русский, поскольку возить мусор на "основной" городской полигон неэффективно и нерентабельно. Сейчас идет разработка сметной документации по этому объекту.

     

    С МУП "ВПОПАТ" схожая ситуация: средства были направлены на поддержание текущего баланса. В начале 2013 года предприятие "раскатывало" новые маршруты на остров Русский, автобусы ходили пустыми, из-за чего образовался убыток от работы этих маршрутов. Но, поскольку есть социальная потребность в пассажироперевозках на Русский, МУП "ВПОПАТ" была предоставлены средства на поддержание работы. 

     

    - Есть ли еще "проблемные" МУПы во Владивостоке?

     

    - После очередной проверки Контрольно-счетной палаты выяснилось, было выявлено достаточно большое количество нарушений в работе МУП "Оптово-розничная торговля", в ведении которого находится Фадеевская база. Кроме того, этот МУП не решает вопросов местного или социального значения, то есть, по сути работает как коммерческое предприятие. Сейчас он ликвидируется, также принято решение выставить саму базу на аукцион, чтобы получить максимальную пользу для бюджета города.  

     

    Эта ситуация – индикатор работы Контрольно-счетной палаты, которая очень тщательно подходит к своей деятельности, внимательно проверяет муниципальные предприятия. Наш комитет работает в плотном контакте с КСП, а на выявленные нарушения следует реакция. Руководители МУПов обязаны присутствовать на заседаниях комитета, где рассматривается отчет КСП об их проверке, давать комментарии по всем вопросам и замечаниям. Также комитет формирует план проверок Контрольно-счетной палаты на год, и наиболее проблемные, на наш взгляд, предприятия, либо те, через которые проходит наибольший объем бюджетного финансирования, в этот перечень обязательно попадают.

     

    - Может ли комитет поставить вопрос о соответствии руководителя МУПа занимаемой должности?

     

    - Назначение и снятие с должности директоров МУПов – это полномочия исполнительной власти. Но такой вопрос мы, безусловно, можем поставить. Более того, на всех комитетах присутствует представитель прокуратуры, и если он видит, что согласно отчету КСП есть серьезные нарушения, он также берет отчет КСП в работу.   

     

    - Кому еще во Владивостоке положены налоговые льготы?

     

    - Во-первых, это все федеральные льготники, религиозные организации, организации инвалидов, и так далее. Если говорить о местных изменениях, то во Владивостоке предоставлена льгота по земельному налогу спортивным учреждениям, не финансируемым из бюджета. В свое время к нам обратилось спортивное общество "Динамо", которому принадлежит одноименны стадион в центре города. После изменения кадастровой оценки земельный налог для общества вырос до 12 млн рублей, в то время как годовая выручка находилась на уровне 15 млн рублей. Встал вопрос о банкротстве стадиона, и в этой ситуации депутаты, естественно, пошли навстречу спортсменам.  

     

    - В течение нескольких лет во Владивостоке успешно работала программа "Спортивный Владивосток". В 2013 году ее действие завершается, планируется ли взамен "Спортивного Владивостока" новая программа?

     

    - В рамках исполнения стратегического плана развития Владивостока была создана рабочая группа по формированию программы "Спортивный Владивосток". Я возглавляю эту рабочую группу. В течение всего лета мы неоднократно обсуждали эту программу с представителями администрации и общественности, приглашали экспертов, представителей спортивных федераций. Вместе удалось сформировать программу, которая направлена на улучшение инфраструктуры для занятий спортом во Владивостоке. Фактически, все финансирование спорта в городе будет идти через эту программу.

     

    Если говорить о новых направлениях, то в рамках этой программы предусмотрены мероприятия по реконструкции школьных спортзалов. Ведь основную часть времени дети занимаются физкультурой и спортом именно в помещениях.

               

    Однако спортзалы во многих школах находятся в печальном состоянии. Понятно, что в школах нужно ремонтировать всё, но если мы выделим спортзалы в отдельную программу с отдельным финансированием, по крайней мере их удастся отремонтировать быстрее. Ежегодно планируется ремонтировать по 4-5 спортзалов. При этом продолжатся и мероприятия по  реконструкции пришкольных стадионов.

     

    Помимо этого, в программу включены проекты, финансирование которых предусмотрено на федеральном уровне. Это строительство до 2019 года пяти спорткомплексов – по одному в каждом районе города. Мы решили, что это не должны быть абсолютно одинаковые, "универсальные" сооружения: как правило, в них всем видам спорта "чуть-чуть" неудобно, да и соревнования толком не проведешь. Поэтому каждый спорткомплекс будет иметь свою специализацию: водные виды спорта, единоборства, легкая атлетика и экстремальные виды спорта, а также два спорткомплекса, ориентированные на игровые виды спорта. При этом в СК, ориентированных на игровые виды, могли бы располагаться спортивные школы, которые бы готовили кадры для профессиональных команд – "Спартака-Приморье" и "Приморочки". Получилась бы очень хорошая связка: приходя заниматься спортом, дети видели бы, как тренируются профессиональные команды, общались с чемпионами.

     

    Также планируется оборудовать вдоль Амурского залива так называемый "Берег здоровья" - набережную с беговыми и велосипедными дорожками. Понятно, что есть много сложностей, но задача-минимум – создать такую набережную на участке от "Олимпийца" до нефтебазы на Первой речке – абсолютно реальный проект.

     

    - Смогут ли жители повлиять на определение специализации пяти спорткомплексов?

     

    - По водным видам спорта есть огромный запрос со стороны Чуркина, где нет ни одного бассейна. На этот счет идет много обращений в думу и администрацию. Поэтому "водный" комплекс, скорее всего, расположится в этом районе. Что касается остальных четырех, то вполне возможно, что их специализация будет определена в том числе и с учетом мнения общественности, например, проведения интернет-голосования. Также во внимание будет приниматься наличие и характеристики выделенного под объект земельного участка и наличие других спортивных объектов в этом районе.   

     

    - Поступил ли в думу проект бюджета Владивостока на 2014 год? Как изменятся доходы и расходы городской казны в следующем году по сравнению с 2013 годом?

     

    - Проект бюджета должны быть внесен в думу в срок до 1 ноября. Бюджет обещает быть непростым: сокращение расходов на федеральном уровне окажет влияние и на бюджеты регионов, и на бюджеты муниципальных образований. Думаю, комитет будет очень плотно работать над документом в течение всего ноября.

     

    - На Ваш взгляд, удастся ли сохранить социальную направленность бюджета?

     

    - Социальная направленность в любом случае будет сохранена, поскольку практически все социальные задачи относятся к вопросам местного значения. Около 50% расходной части бюджета – это расходы чисто социальной направленности, а если к социальным расходам отнести ремонт дорог или крыш, замену лифтов и тому подобное, то этот процент еще больше увеличится. 

     

     - Общественные слушания по бюджету, как правило, собирают совсем небольшое количество участников. Почему, на ваш взгляд, главный финансовый документ города не очень интересен горожанам? Могут ли горожане каким-либо образом, помимо публичных слушаний, определять приоритеты расходов бюджета?

     

    - Проект бюджета – объемный, специфический документ, который достаточно сложно понять без специального образования.  Он содержит огромное количество цифр, кодов классификаций, нумерации статей расходов, там не написано "здесь мы построим то-то и то-то". Поэтому на слушания, как правило, приходят люди, которые могут во всем этом разобраться. Это представители научного сообщества, различных ассоциаций.

     

    На мой взгляд, правильнее было бы не весь город собирать на обсуждение бюджета, а влиять на процесс с помощью общественных организаций, управляющих компаний, которые могут более квалифицированно оценить проект бюджета и аргументировано отстоять свою точку зрения. Тем более, что по итогам слушаний обязательно составляется протокол, все замечания к документу рассматриваются комитетом.