Приложение
к решению Думы города Владивостока
от 08.12.2005 № 143
Положение об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в городе Владивостоке
1. Общие положения
- 1.1. Положение об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в городе Владивостоке (далее - Положение) устанавливает порядок организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования муниципальными образовательными учреждениями (далее - дошкольное образование) в городе Владивостоке.
- 1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 № 677, Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 № 1204.
- 1.3. Общедоступное дошкольное образование в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Владивостока предусматривает доступность для всех слоев населения.
- 1.4. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, уставом дошкольного образовательного учреждения, договором между учреждением и родителями (законными представителями). В дошкольном образовательном учреждении не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.
- 1.5. Организацию предоставления дошкольного образования детей и обеспечение соблюдения требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к предоставлению дошкольного образования, осуществляет администрация города Владивостока.
2. Цель и задачи организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования
- 2.1. Целью дошкольного образования является создание эффективной системы дошкольного образования, обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов.
- 2.2. Основные задачи дошкольного образования:
Разработка основных направлений развития дошкольного образования как первой ступени системы непрерывного образования;
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, пропаганда здорового образа жизни;
Сохранение действующих и развитие новых видов и типов образовательных учреждений;
Приобщение родителей и общественности к участию в жизни дошкольного образовательного учреждения и дошкольного образования в целом;
Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
Реализация прав дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий, использование новых программно-методических комплектов по дошкольному образованию в условиях общественного и семейного воспитания;
Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
3. Виды муниципальных образовательных учреждений в системе дошкольного образования
- 3.1. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений в развитии могут создаваться следующие виды образовательных учреждений:
Детский сад;
Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и другие);
Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников;
Образовательное учреждение для детей дошкольного и начального школьного возраста.
- 3.2. В дошкольных образовательных учреждениях, указанных в Пункте 3.1 настоящего Положения, могут создаваться группы кратковременного пребывания детей.
4. Виды образовательных программ для реализации общедоступного бесплатного дошкольного образования
- 4.1. Образовательными программами в системе дошкольного образования в городе Владивостоке являются общеобразовательные (комплексные), парциальные (одно или несколько направлений развития ребенка) программы, определяющие целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
- 4.2. Общеобразовательные программы включают в себя все основные направления развития ребенка.
- 4.3. Комплексные и парциальные программы для образовательных учреждений должны соответствовать законодательству Российской Федерации. Содержание образования в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми им самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов. Организация образовательного процесса в учреждении по программе начального общего образования регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом. Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам и обучающимся не допускается. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса.
- 4.4. Парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.
- 4.5. Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориентировано на мировую культуру, соответствовать русским культурным традициям и включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.
- 4.6. Орган, уполномоченный главой администрации города Владивостока в области образования (далее - уполномоченный орган), может устанавливать дополнительные региональные требования к программам, которые не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, способствовать их переутомлению и дезадаптации.
- 4.7. Программы должны предусматривать организацию жизни в трех формах:
Занятия как специально организованная форма обучения;
Нерегламентированные виды деятельности;
Свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.
- 4.8. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка согласно инструктивно-методическому письму Минобразования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
5. Виды деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения
- 5.1. Реализация конституционных прав граждан на получение дошкольного образования, обеспеченность всех слоев населения услугами дошкольного образовательного учреждения по оказанию помощи семье в воспитании, обучении, укреплении физического и психического здоровья детей дошкольного возраста.
- 5.2. Мониторинг потребности населения в образовательных услугах.
- 5.3. Создание нормативно-правовой и методической базы для руководителей дошкольных образовательных учреждений.
- 5.4. Создание организационно-экономических условий для развития дошкольных учреждений, различных по форме собственности и видам предоставляемых услуг.
- 5.5. Создание пунктов консультационной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
- 5.6. Систематический анализ функционирования дошкольного образовательного учреждения и заболеваемости в дошкольном образовательном учреждении.
- 5.7. Координация и регулирование деятельности и взаимодействия всех учреждений, оказывающих услуги по дошкольному образованию.
6. Компетенция уполномоченного органа по организации предоставления дошкольного образования в городе Владивостоке
- 6.1. Организация предоставления дошкольными образовательными учреждениями бесплатных образовательных услуг детям по дошкольным образовательным программам различной направленности с целью удовлетворения потребностей населения в дошкольном образовании с возмещением расходов на:
Оплату труда основных педагогических административно-управленческих работников и учебно-воспитательного персонала;
Содержание помещений и оплату потребляемой теплоэнергии и электроэнергии;
Приобретение твердого и мягкого инвентаря, других текущих материальных затрат для общеобразовательных групп;
Оплату педагогическим работникам льгот по коммунальным услугам и выплату компенсации на приобретение книгоиздательской продукции;
Текущие материальные затраты;
Питание для детей с недостатками в умственном и физическом развитии;
Учебные расходы по предоставлению образовательных услуг детям в рамках образовательного стандарта.
- 6.2. Определение перечня, объемов, видов коррекционной, диагностической и психологической помощи, оказываемых в дошкольных образовательных учреждениях и в консультационных пунктах на основе мониторинга состояния здоровья детского населения.
- 6.3. Анализ качества предоставляемых услуг в рамках образовательного стандарта.
- 6.4. Систематическое выявление, изучение и распространение передового педагогического опыта.
- 6.5. Повышение квалификации и переподготовки кадров.
- 6.6. Методическая и информационная помощь руководителям по организации деятельности и управления дошкольными образовательными учреждениями в новых экономических условиях.
- 6.7. Контроль предоставления платных дополнительных образовательных услуг.
- 6.8. Обеспечение непрерывности в дошкольном и начальном звене образования.
7. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
- 7.1. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 1 года шести месяцев до 7 лет.
- 7.2.Для зачисления в дошкольное образовательное учреждение необходимо предоставить следующие документы:
Путевку, выданную уполномоченным органом;
Свидетельство о рождении ребенка;
Медицинскую карту;
Паспорт родителя (законного представителя) ребенка либо документ, его заменяющий.
- 7.2. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любой направленности при наличии условий для коррекционной работы на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации.
- 7.3. Право на первоочередное получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Владивостока имеют:
Одинокие родители;
Многодетные семьи;
Учащиеся матери;
Родители-инвалиды I и II группы;
Родители, имеющие детей-инвалидов;
Опекуны;
Граждане, пострадавшие от радиационных аварий и катастроф;
Семьи, отцы которых находятся на действительной военной службе;
Сотрудники управлений внутренних дел, прокуроры, судьи;
Родители - участники военных действий.
- 7.4. Льготы гражданам, нуждающимся в льготах по оплате за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, предоставляются в соответствии с решением Думы города Владивостока от 28.10.2005 № 114 «Об установлении размера оплаты за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях города Владивостока и утверждении Порядка взимания платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях города Владивостока».
8. Взаимодействие уполномоченного органа с другими субъектами образовательного процесса
Уполномоченный орган при организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования осуществляет взаимодействие с другими институтами через:
Создание общественных институтов: совет руководителей дошкольных образовательных учреждений, попечительский совет и другие по инициативе родителей;
Совместную работу по охране и укреплению здоровья детей с детской поликлиникой.
9. Нормативы и финансовые средства дошкольных учреждений
Финансовые средства муниципальных дошкольных образовательных учреждений образуются за счет:
Бюджетных ассигнований, рассчитанных на основе утвержденных нормативов;
Средств родителей (законных представителей);
Дополнительных финансовых средств, полученных за предоставленные платные дополнительные образовательные и иные предусмотренные уставом образовательного учреждения услуги;
Добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц;
Финансовых поступлений из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.