В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления граждан в Российской Федерации», решением Думы города Владивостока «Об утверждении Положения о муниципальном экологическом контроле на территории муниципального образования город Владивосток» Дума города Владивостока
Решила:
Наименование программы | муниципальная целевая программа «Отходы» на 2006–2015 годы (далее – Программа) |
---|---|
Основание и дата принятия решения о разработке программы | Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Закон Приморского края от 17.03.2005 № 230-КЗ «О краевой целевой программе «Отходы» на 2005-2011 годы», решение Думы города Владивостока от 14.10.2004 № 22 «Об утверждении Положения о муниципальном экологическом контроле на территории муниципального образования город Владивосток», решение Думы города Владивостока от 03.12.2004 № 38 «О бюджете муниципального образования город Владивосток на 2005 год» |
Перечень подпрограмм | подпрограмма «Экологическое просвещение и образование населения города Владивостока» на 2006-2010 годы |
Заказчик программы | администрация города Владивостока, глава города Владивостока |
Основные разработчики программы | государственное учреждение «Дальневосточное отделение Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы» |
Цели программы |
|
Задачи программы |
|
Сроки и этапы реализации программы | 2006–2015 годы:
|
Перечень основных мероприятий программы |
|
Исполнители программы | администрация города Владивостока, научно-исследовательские институты Дальневосточного отделения Российской академии наук, высшие учебные заведения, Российский научно-исследовательский институт водного хозяйства, государственное учреждение «Дальневосточное отделение Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы», юридические лица независимо от организационно-правовых форм |
Объем и источники финансирования | в целом для реализации Программы в 2006–2015 годы требуется финансирование в объеме 2,27 млрд рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета 20 млн рублей, бюджета Приморского края 44 млн рублей, бюджета города Владивостока 180,96 млн рублей, собственных средств предприятий 129 млн рублей, привлекаемых предприятиями средств и инвестиций 1901 млн рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | реализация Программы должна обеспечить:
|
Организация контроля за реализацией программы |
|
Сложившаяся в городе Владивостоке ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения города Владивостока.
Согласно официальным данным (статистическая отчетность формы 2-ТП отходы) в 2004 году на территории города Владивостока образовалось 822,5 тыс. тонн промышленных отходов и 260 тыс. тонн ТБО.
В 2004 году образовано 7,4 тонны чрезвычайно опасных отходов (I класс опасности), 62 тонны высокоопасных отходов (II класс опасности), 4800 тонн опасных отходов (III класс опасности), 619800 тонн отходов (IV класс опасности) и 457900 тонн (V класс опасности). Такая структура отходов для города Владивостока типична и повторяется из года в год.
Лишь небольшая часть промышленных отходов (менее 3 процентов) в городе Владивостоке поступает на переработку и 43,1 процента промышленных отходов используется на предприятиях. При этом относительно высокая доля использования отходов приходится на экологически небезопасное сжигание в печах котельных нефтесодержащих отходов и древесины, загрязненной маслами и нефтепродуктами.
Инфраструктура переработки отходов представлена единичными предприятиями, перерабатывающими от 1 до 10 процентов отходов конкретных видов. В связи с недостатком в городе Владивостоке мощностей по переработке отходов значительная часть ежегодно образующихся промышленных отходов (332,8 тыс. тонн) размещается на территории предприятий или направляется на захоронение. На начало 2004 года на предприятиях города Владивостока находилось более 18 млн тонн промышленных отходов. По имеющимся данным, для длительного размещения отходов на предприятиях города Владивостока оборудованы 68 площадок, 2 золоотвала, расположенные в черте города Владивостока, эксплуатирующиеся Владивостокской ТЭЦ-2. При размещении промышленных отходов в городе Владивостоке сохраняется опасность загрязнения окружающей среды. Так, золоотвалы Владивостокской ТЭЦ-2 площадью 66 и 48 га фактически заполнены и работают в режиме перегрузки и повышенной экологической опасности.
В 2004 году примерно 50 тыс. тонн, или 19 процентов объема образовавшихся в городе ТБО, вывезено для обезвреживания на МУПВ «Спецзавод № 1». Небольшая часть ТБО (3 процента) в основном картон и остатки бумажной упаковки была собрана на рынках города Владивостока и поступила на Владивостокский участок ОАО «Примснабконтракт» для последующей переработки. Основная часть образовавшихся бытовых отходов (78 процентов) направлена на свалку ТБО города Владивостока. Существующая свалка ТБО, расположенная в бухте Безымянной на побережье Уссурийского залива, эксплуатируется с 1967 года и исчерпала свои возможности еще в 1997 году. Однако ввиду отсутствия альтернативных решений объемы ТБО, вывозимых на свалку, снизившись в 2000 году до 58,1 процента, в дальнейшем составили 70-80 процентов от общего объема и имеют тенденцию роста. Так, объем ТБО, вывезенных на свалку в 2004 году, по сравнению с 2003 годом вырос в 1,4 раза. Располагаясь в рекреационной зоне города Владивостока, свалка не имеет надежного изолирующего покрытия и ограждения, отсутствуют водоотводящие осушительные траншеи и наблюдательные контрольные скважины. Имеются случаи возгораний на свалке. В результате наносится значительный ущерб природным средам. Происходит загрязнение почвенного покрова элементами свинца, мышьяка, серебра, висмута, цинка, кадмия, ртути, меди и другими. В водную среду мигрируют аммиак, нитраты, нитриты, кальций, железо, литий и другие. Воздух загрязняют образующиеся при разложении отходов углекислый газ, метан, сероводород, аммиак и бензол.
Требованиям санитарных норм не соответствует также существующая свалка бытовых отходов на острове Русский. Фактически бытовые отходы, крупногабаритный и строительный мусор складируются на склоне одной из сопок лесного массива острова. Уплотнение и изоляция слоев мусора не производится, отсутствует ограждение, а въезд на свалку не охраняется.
Санитарно-эпидемиологическими службами ситуация в области образования, хранения и захоронения отходов производства и потребления в городе Владивостоке оценивается как неудовлетворительная и сохраняющая угрозу здоровью населения. На протяжении последних лет загрязнение почвы тяжелыми металлами регистрируется во всех административных районах города Владивостока.
В настоящее время в городе Владивостоке отсутствует корректная учетная политика в сфере обращения с отходами. Отсутствуют достоверные нормы образования ТБО, для многих предприятий и организаций не установлены нормативы образования и лимиты на размещение отходов производства и потребления. Результатом является отсутствие эффективного контроля за обращением с отходами на предприятиях, в целом по городу Владивостоку и на объектах размещения отходов. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления является прямой причиной различных натуральных ущербов, денежная оценка которых определяет экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды. Экологический ущерб по всем направлениям воздействия отходов составил 415660 тыс. рублей. Вместе с тем компенсация нанесенного ущерба в виде предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей за размещение отходов в 2004 году составила только 16 млн рублей.
Значительные объемы образования отходов, низкий уровень их переработки и неудовлетворительное состояние мест их захоронения свидетельствуют о том, что для повышения эффективности управления отходами необходимо создать в городе Владивостоке эффективную, организованную органами исполнительной власти систему управления отходами. В настоящее время управление отходами в городе Владивостоке осуществляется на основе разрозненных мероприятий, главным образом в виде реакции на аварийное загрязнение отходами земель и городских территорий.
Для города Владивостока приоритетным направлением действий органов управления в сфере обращения с отходами является повышение объемов извлекаемого из отходов вторичного сырья и организация производства продукции из него.
Одной из причин отсутствия мощностей по переработке отходов в городе Владивостоке является отсутствие централизованной системы сбора отходов как вторичного сырья и недостаток существующих пунктов по приему отходов, подобных ТБО. Существующая система сбора не производит разделение и накопление отходов по видам, не стимулирует население к внедрению селективного сбора отходов и ограничивается вывозом отходов к местам их захоронения. Транспортировка отходов осуществляется несколькими организациями без действенной системы контроля их работы.
Другим фактором, сдерживающим развитие в городе Владивостоке эффективного управления отходами, является отсутствие нормативно-правового закрепления статуса, прав и обязанностей системы управления отходами. Существующая система нормативно-правового регулирования обращения с отходами в городе Владивостоке состоит из значительного количества нормативных актов, касающихся отдельных аспектов проблемы, и не отражает единую концепцию обращения с отходами на уровне муниципального образования.
Проведенный анализ состояния сферы обращения с отходами в городе Владивостоке показывает необходимость оперативных и кардинальных изменений в его нормативно-правовом обеспечении, институциональной структуре, техническом обслуживании и так далее. Проблема обращения с отходами производства и потребления в городе Владивостоке является комплексной и ее решение наиболее целесообразно проводить путем разработки и реализации Программы.
Достижение цели предусматривает создание организационной, нормативно-правовой, экономической, технологической, производственной и информационной базы для реализации в городе Владивостоке на всех уровнях управления государственной политикой в сфере обращения с отходами; создание системы эффективного управления обращением с отходами; экономию природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов во вторичный хозяйственный оборот; реализацию проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов с производством социально и экономически значимой продукции.
Программа разработана на период 2006–2015 годов.
Программа реализуется в три этапа:
По окончании каждого этапа производится оценка состояния реализации Программы и выработка предложений по ее корректировке на следующий этап.
Достижение целей и решение задач Программы осуществляется путем координированного выполнения комплекса взаимосвязанных по срокам, ресурсам и результатам мероприятий на трех этапах реализации Программы.
В соответствии с поставленными целями и задачами система мероприятий Программы включает в себя работу по пяти направлениям:
Программа реализует курс на развитие полигонных технологий утилизации отходов как наиболее безопасных и экономически оправданных. Программа не поддерживает направленность на развитие технологий мусоросжигания в связи с невозможностью обеспечения в этом случае принятых в России норм экологической безопасности, а также в связи с высокой удельной стоимостью утилизации отходов.
Основными программными решениями являются:
Система мероприятий Программы приведена в приложении 1.
Мероприятия, направленные на развитие муниципальной системы управления в сфере обращения с отходами, включают в себя разработку проектов документов по правовому регулированию и нормативно-методическому обеспечению обращения с отходами, по экономическому и организационному механизму управления отходами, организацию системы учета отходов, создание базовых информационных средств управления отходами, разработку системы подготовки и переподготовки специалистов в сфере обращения с отходами, создание системы информирования населения города Владивостока о ситуации с отходами.
Мероприятия по научно-техническому обеспечению Программы содержат организацию системы текущего мониторинга обращения с отходами в городе Владивостоке, разработку технико-экономических обоснований и проектной документации по мероприятиям Программы, разработку и совершенствование технологий переработки отходов, развитие малоотходных ресурсосберегающих технологий. Финансирование научно-технического сопровождения включено в состав финансовых ресурсов, запланированных непосредственно на мероприятия Программы.
Одной из задач Программы является реализация конкретных проектов, направленных на переработку и обезвреживание ряда отходов, образующихся в городе Владивостоке. Перечень видов отходов, являющихся объектами этих проектов, включает в себя твердые бытовые и им подобные отходы, нефтесодержащие отходы, отходы отработанных масел, золошлаковые отходы, древесные отходы, медицинские отходы. Ресурсная ценность данных видов отходов и перспективность их переработки подтверждена технико-экономическими исследованиями и практическими результатами, полученными в ходе опытной переработки.
Очередность и конкретный перечень разрабатываемых документов определяется по мере развития системы управления отходами в городе Владивостоке.
Инвентаризация должна быть проведена на всех объектах образования, хранения и захоронения отходов, имеющихся в городе Владивостоке на начало выполнения мероприятия. Порядок инвентаризации должен учитывать логистику обращения с отходами в городе Владивостоке.
Результаты инвентаризации отходов вносятся в электронную базу данных «Отходы» органа, уполномоченного главой города Владивостока в области охраны окружающей среды.
Ведение электронной базы данных «Отходы» должно позволить контролировать все процессы, связанные с обращением с отходами, в том числе платежи и штрафы, рационально использовать и распределять средства, поступающие от предприятий, образующих отходы, обеспечить постоянный мониторинг процессов обращения с отходами.
Система учета отходов осуществляется согласно приложению 5.
Участниками системы учета отходов являются:
На основании разработанной нормативно-правовой документации по информационному обмену необходимо обеспечить постоянное поступление информации по:
Электронная база данных «Отходы» обеспечит:
Электронная база данных «Отходы» позволит получить данные и предоставит возможность проведения:
Система обучения должна обеспечить подготовку и переподготовку необходимого количества персонала для существующих и вновь образующихся предприятий по переработке отходов. Уровень подготовки должен соответствовать государственным образовательным стандартам и новым технологиям, использованным при оборудовании предприятий. Обучение должно проводиться на базе лицензированных установленным порядком учебных заведений с использованием в качестве оборудования для практических занятий производственной базы существующих предприятий аналогичного профиля.
Научно-методическое обеспечение мероприятия включает разработку для системы обучения учебных программ, методических указаний, учебников, пособий, лабораторных и практических работ, средств наглядной агитации, аттестационных требований.
Для организации информирования населения должны быть подготовлены информационные материалы в виде аналитических и информационных обзоров, брошюр, буклетов, макетов наружной рекламы. Периодичность подготовки материалов – не реже одного раза в квартал.
Схема обращения с ТБО в городе Владивостоке приведена в приложении 2.
Цель организации муниципальной системы обращения с ТБО – разработка и внедрение комплекса мер, направленных на:
Муниципальная система обращения с ТБО должна обеспечивать соблюдение следующих принципов:
Предлагаемая модель управления ТБО основывается на внедрении:
В жилом секторе для селективного сбора отходов необходимо установить перед домами, на имеющихся бетонированных площадках, унифицированные контейнеры со специальной маркировкой.
Вывоз отходов из контейнеров для селективного сбора следует осуществлять специализированным транспортом по мере их наполнения с последующей передачей предприятиям-переработчикам. Частоту вывоза различных видов отходов необходимо определить по фактическому заполнению контейнеров в зависимости от времени года.
Оставшиеся отходы так же, как и отходы от жилых домов, оснащенных мусоропроводами, предлагается вывозить на мусоросортировочные станции.
Весь поток собранных и неотсортированных ТБО необходимо направлять на мусоросортировочные станции, оборудованные в специально отведенных для этого местах и расположенные на незначительном удалении от источников образования. Максимальное количество устанавливаемых на территории города Владивостока станций – 5. На станции должно быть организовано выделение вторичного сырья и его первичная переработка. Неутилизируемый остаток в виде спрессованных кип будет направляться на захоронение.
Предлагается установить по одной мусоросортировочной станции в каждом районе города Владивостока. Вывоз отсортированного вторичного сырья будет осуществляться по мере накопления товарной партии, вывоз неутилизируемого остатка - при накоплении объема большого мусоровоза. Средняя мощность одной мусороперерабатывающей станции - 20 тыс. тонн в год. При необходимости следует увеличить объем ТБО, пропускаемый через станцию, организовав круглосуточную работу. Для увеличения рентабельности работы станции необходимо разместить на станции, помимо мусоросортировочного оборудования, оборудование по первичной переработке ТБО (прессование, измельчение) и производству товаров из вторсырья.
При оборудовании и эксплуатации мусоросортировочных станций для эффективного функционирования системы обращения с ТБО необходимо обеспечить:
Двухстадийная система вывоза ТБО должна включать в себя следующие технологические процессы:
Двухступенчатая система вывоза отходов предполагает использование малотоннажного автотранспорта на внутригородской транспортировке отходов (от мест образования отходов до мусоросортировочной станции), транспортировку отходов от мусоросортировочной станции к местам захоронения большегрузным автотранспортом, что позволит значительно снизить транспортные расходы.
Обращение с отходами на островных территориях города Владивостока необходимо организовать согласно приложению 6.
Предлагаемая система обращения с ТБО должна обеспечивать сбор всех отходов, образующихся на островных территориях города Владивостока, а именно:
Для организации сбора отходов необходимо обеспечить площадки сбора отходов соответствующим количеством контейнеров. Для переработки и утилизации отходов необходимо организовать специальную площадку утилизации отходов.
В связи с экономической нецелесообразностью вывоза отходов с островных территорий города Владивостока следует обеспечить выделение тех видов отходов, которые в качестве вторичного сырья могут быть использованы как непосредственно на острове, так и на территории города Владивостока. К таким отходам относятся:
Для организации сбора этих отходов необходимо:
Собранные отходы пластика следует измельчить для сокращения объемов, снижения затрат на перевозку. Собранный металлолом предлагается прессовать.
Необходимо организовать маршрут движения мусоровозов таким образом, чтобы не допускать переполнения контейнеров, одновременно обеспечив минимальный пробег автомобилей.
Все собранные и неотсортированные отходы после выделения ценных компонентов поступают на площадку утилизации отходов, где утилизируются с использованием инсинераторов. Здесь также предлагается утилизировать медицинские отходы.
Для исключения опасного воздействия отходов на окружающую среду островных территорий города Владивостока требуется обеспечить их установками по сжиганию соответствующей мощности и организовать систему, обеспечивающую сбор отходов от всех источников.
Организация производств должна осуществляться с использованием современных экологически безопасных технологий. Создаваемые производства должны быть ориентированы на переработку отходов в городе Владивостоке в первоочередном порядке и ограничить ввоз в город Владивосток отходов, собранных на территориях других муниципальных образований.
Организация производств по переработке отходов должна происходить в полном соответствии с требованиями экологического законодательства (государственная экологическая экспертиза предпроектных и проектных материалов, лицензия на обращение с опасными отходами и тому подобное).
Мероприятие включает при необходимости выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с разработкой и коммерциализацией новых технологий переработки отходов.
Для выполнения мероприятия в случае необходимости могут быть разработаны инвестиционные проекты создания отдельных производств, внедрения технологий и тому подобное. В этих случаях реализация инвестиционного проекта должна проходить при координации Исполнительной дирекции Программы и согласовываться с общей инвестиционной политикой, проводимой администрацией города Владивостока.
Строительство полигона ТБО необходимо осуществить в рамках специально подготавливаемого инвестиционного проекта.
Строительство и оборудование полигонов для захоронения отходов следует осуществить на мировом уровне с гарантированным обеспечением защиты населения города Владивостока и окружающей среды от вредного воздействия загрязняющих веществ. Для оборудования и эксплуатации полигона необходимо применить современные полигонные технологии.
При осуществлении мероприятия требуется проведение государственной экологической экспертизы, общественной экспертизы на всех стадиях проектных и строительных работ.
После ввода в эксплуатацию объектов по захоронению строительных отходов следует запретить размещение отходов данного вида в иных, кроме полигона, местах.
При рекультивации территорий, загрязненных отходами производства и потребления, необходимо, кроме физического удаления отходов, осуществить химическую очистку зараженных земель и подземных вод от всех известных на момент рекультивации загрязнителей, доведя их значение до фоновых характеристик.
Требованиями к Программе являются:
Управление реализацией Программы осуществляется при участии органа, уполномоченного главой города Владивостока в области охраны окружающей среды.
Наименование подпрограммы | подпрограмма «Экологическое просвещение и образование населения города Владивостока» на 2006-2010 годы муниципальной целевой программы «Отходы» на 2006-2015 годы (далее – Подпрограмма) |
Основание и дата принятия решения о разработке подпрограммы | Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Закон Приморского края от 15.11.2001 № 164-КЗ «Об экологическом образовании в Приморском крае» |
Заказчик подпрограммы | администрация города Владивостока |
Исполнители подпрограммы | органы местного самоуправления, учебные заведения, научные учреждения, общественные организации, предприятия и организации различных форм собственности, средства массовой информации, население города Владивостока |
Цели подпрограммы |
|
Задачи подпрограммы |
|
Сроки и этапы реализации подпрограммы | 2006-2010 годы |
Перечень основных мероприятий подпрограммы | I этап - 2006-2007 годы:
|
Объем и источники финансирования подпрограммы | 9530 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы | повышение экологической культуры жителей, общественного экологического сознания, вовлечение горожан в разработку и реализацию проектов экологической направленности будет способствовать повышению уровня экологической безопасности города Владивостока, улучшению экологической обстановки, снижению факторов экологического риска населения и в конечном счете повышению качества жизни горожан и устойчивому развитию города Владивостока |
Подпрограмма определяет цели, задачи, мероприятия по созданию и развитию системы экологического воспитания, образования и просвещения в городе Владивостоке.
Предпосылками для разработки данной Подпрограммы выступают неудовлетворительное состояние окружающей среды и экологические проблемы города Владивостока, тесно связанные с низким уровнем экологической культуры жителей и их отстраненностью от решения экологических проблем. Дефицит экологических знаний лежит в основе большей части нарушений природоохранного законодательства.
Поэтому создание условий, способствующих приобретению широкими слоями населения знаний, усвоению ценностей, выработке практических навыков созидательного и эффективного участия в предупреждении и решении экологических проблем, является одним из важнейших факторов для стабилизации и улучшения состояния окружающей среды в городе Владивостоке.
Основным принципом Подпрограммы является взаимодействие органов местного самоуправления, научных учреждений, учебных заведений, предприятий всех форм собственности и общественности города Владивостока, направленное на достижение целей и решение основных задач Подпрограммы.
I этап (2006-2007 годы).
Реализация Подпрограммы (2006-2007 годы) включает:
II этап (2008-2010 годы).
Реализация Подпрограммы (2008-2010 годы) включает:
Предусматривается финансирование Подпрограммы из средств бюджета города Владивостока на I этапе с последующим привлечением внебюджетных, в том числе спонсорских, средств.
Финансирование Подпрограммы за счет бюджетных средств по годам
Этап | Год | Сумма бюджетных средств, тыс. рублей |
---|---|---|
I этап (2006-2007 годы) |
2006 | 1665 |
2007 | 1365 | |
II этап (2008-2010 годы) |
2008 | 2000 |
2009 | 2000 | |
2010 | 2500 |
Предусмотрены следующие пути реализации мероприятий Подпрограммы.
Мероприятия Подпрограммы (акции, олимпиады и другие), к организации и проведению которых привлекаются сторонние организации, осуществляются на основании Положения о поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для муниципальных нужд в городе Владивостоке, утвержденного решением Думы города Владивостока от 14.10.2004 № 21. Конкурсы проводятся органом, уполномоченным главой города Владивостока в области финансов и экономики, по заявкам и при участии органа, уполномоченного главой города Владивостока в области охраны окружающей среды.
Подпрограммой также предусмотрено целевое финансирование стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Приморского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с целью регулярного информирования городских служб и населения города Владивостока о загрязнении атмосферного воздуха.
При условии функционирования целевого бюджетного экологического фонда, который финансирует отдельные мероприятия, проводимые непосредственно структурными подразделениями администрации города Владивостока и не связанные с размещением муниципального заказа (конкурсы на получение грантов, конкурсы образовательных программ, учреждение стипендий) на основании решений соответствующих комиссий, утвержденных главой города Владивостока. В ином случае к проведению указанных мероприятий привлекаются сторонние организации, действующие в рамках осуществления муниципального заказа.
Информационное обеспечение, обновление информационной базы, освещение хода реализации Подпрограммы в средствах массовой информации ведется органом, уполномоченным главой города Владивостока в области охраны окружающей среды, совместно с соответствующими структурными подразделениями администрации города Владивостока в рабочем порядке.
Наименование заинтересованного лица | Проблема | Функция заинтересованного лица | Ожидаемый эффект от участия в реализации Подпрограммы |
---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 |
Администрация города Владивостока | слабая нормативно-правовая база, недостаточная поддержка инициатив со стороны граждан | координация действий участников проекта, информационная, финансовая и организационная поддержка, развитие нормативно-правовой базы, информирование населения о состоянии окружающей среды | улучшение экологической обстановки в городе Владивостоке, сокращение затрат на поддержание санитарного состояния городских территорий, улучшение эстетического облика города Владивостока, повышение качества жизни населения города Владивостока |
Население города Владивостока | низкая социальная активность и слабая гражданская позиция по отношению к охране окружающей среды, отсутствие осознания ответственности за состояние окружающей среды | внесение гражданских инициатив, формирование высокой экологической культуры населения и осознание ответственности за состояние окружающей среды, участие в реализации проектов, мероприятий | общественное влияние на экологическую политику по улучшению качества окружающей среды, сохранению природного наследия в городе Владивостоке, повышение безопасности проживания и работы |
Общественные организации | отсутствие условий (финансовых, организационных, законодательных) для осуществления деятельности, незначительное количество общественных экологических организаций в городе Владивостоке | участие в реализации проектов, вовлечение населения в экологическую деятельность, внесение общественных инициатив | повышение имиджа организации, получение широкого доступа к экологической информации, расширение сферы деятельности организации |
Учебные заведения (вузы, колледжи, МУ СОШ, ДОУ и другие) | нехватка профессиональных кадров в сфере образования, недостаточно-развитая учебно-методическая база для реализации государственных образовательных стандартов | обучение, разработка и реализация экологических программ и курсов, методических пособий, дидактических материалов, подготовка специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности | повышение статуса учебных заведений, внедрение специальностей по охране окружающей среды, выполнение государственных образовательных стандартов |
Предприятия-природопользователи | недопонимание последствий загрязнения окружающей среды, отсутствие мотивов для решения экологических проблем | участие в создании системы обязательного экологического образования и аттестации руководителей предприятий и организаций в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, участие в разработке и реализации программ и проектов | повышение квалификации специалистов, сокращение экономических потерь вследствие нерационального природопользования |
Наименование заинтересованного лица | Проблема | Функция заинтересованного лица | Ожидаемый эффект от участия в реализации Подпрограммы | |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | |
Формирование единого информационного пространства в сфере экологического образования и просвещения |
|
50 50 |
2006 год 2007 год |
|
|
2006 год 2007 год |
|
||
|
2007 год |
|
||
Привлечение населения города Владивостока к разработке и реализации проектов экологической направленности |
|
465 465 |
2006 год 2007 год |
|
|
465 465 |
2006 год 2007 год |
|
|
Создание и развитие системы экологического образования, воспитания и просвещения, распространение и развитие новых образовательных и воспитательных программ |
|
150 | 2006 год |
|
|
90 90 |
2006 год 2007 год |
|
|
|
235 | 2007 год |
|
|
|
15 15 |
2006 год 2007 год |
|
|
|
60 | 2007 год |
|
|
Повышение экологической культуры производства |
|
50 | 2007 год |
|
|
30 30 |
2006 год 2007 год |
|
В результате выполнения мероприятий Программы, рассчитанной на 10 лет, планируется создать правовую, организационную, экономическую, техническую и информационную базу для развития сферы обращения с отходами.
Реализация Программы позволит:
Основной экономический эффект от выполнения Программы связан с реализацией мероприятий Программы по вовлечению в хозяйственный оборот образующихся в городе Владивостоке отходов в качестве вторичного сырья для развития производства товаров широкого назначения. Социальный эффект от реализации мероприятий Программы связан с улучшением среды проживания населения города Владивостока.
В связи с тем что в Программе значительный объем ресурсов направляется на развитие инфраструктуры селективного сбора, удаления и переработки отходов, позитивный социально-экономический эффект от реализации Программы в значительной степени ожидается уже после выполнения первоочередных мероприятий I этапа Программы.
Реализация Программы обеспечит сбалансированное решение двух основных задач:
Результаты реализации Программы должны обеспечить:
Эколого- и социально-экономическими результатами проведения совокупности мероприятий Программы являются: снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду на 45 процентов; сокращение отчуждения пригодных для хозяйственного использования земель под полигоны, отвалы и хранилища (накопители) отходов, экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл; накопление опыта для тиражирования проектов с целью вовлечения в процессы использования и обезвреживания дополнительного количества образующихся и накопленных отходов; создание рынка экологически безопасных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов; насыщение рынка пользующимися спросом товарами, изготовленными из (или с применением) отходов.
По экспертным оценкам в результате реализации мероприятий Программы будет перерабатываться более 200 тыс. тонн в год отходов и производиться более 50 видов товарной продукции различного назначения.
Прибыль от реализации продукции, полученной на основе переработки отходов, составит 17,5 млрд рублей. Срок окупаемости капитальных вложений в производственные мощности по переработке отходов колеблется от полугода до 6 лет. Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба составит около 15 млрд рублей.
Для создания современной производственной базы по переработке и обезвреживанию отходов и последующего внедрения будут разработаны новые эффективные технологии и оборудование, а также прогрессивные ресурсосберегающие и малоотходные технологии.
Реализация Программы происходит на основе управления органом, уполномоченным главой города Владивостока в области охраны окружающей среды. Орган, уполномоченный главой города Владивостока в области охраны окружающей среды, вправе создать Исполнительную дирекцию Программы и возложить на нее функции управления Программой.
Программа финансируется из следующих источников:
Формы финансирования мероприятий Программы:
Финансирование мероприятий Программы осуществляется на основании проведения конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчет об использовании средств участники Программы представляют Исполнительной дирекции Программы ежеквартально. Исполнительная дирекция Программы на основании анализа ежегодно отчитывается перед администрацией города Владивостока о ходе реализации мероприятий Программы в пределах отчетного срока.
Заказчик Программы с учетом выделяемых на реализацию финансовых средств ежегодно уточняет затраты по мероприятиям Программы, перечень мероприятий и текущий механизм их реализации, а также исполнителей.
Информация о ходе реализации Программы публикуется в средствах массовой информации и на сайте администрации города Владивостока.
Информационное обеспечение, обновление информационной базы, освещение хода реализации Программы в средствах массовой информации ведется органом, уполномоченным главой города Владивостока в области охраны окружающей среды, совместно с соответствующими структурными подразделениями администрации города Владивостока, Исполнительной дирекцией Программы в рабочем порядке.
Средства из бюджетов всех уровней должны выделяться для финансирования тех мероприятий (проектов) по развитию системы обращения с отходами, которые:
Внутренняя перестройка предприятий и организаций, выделение, обособление и ликвидация отдельных производств должны проводиться в основном за счет собственных средств предприятий и других внебюджетных источников.
Финансирование Программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета, бюджета Приморского края, бюджета города Владивостока, целевого бюджетного экологического фонда города Владивостока, собственных средств предприятий и организаций, участвующих в Программе, привлеченных ими средств зарубежных и отечественных инвесторов, а также в рамках подготовленных администрацией города и Исполнительной дирекцией Программы инвестиционных проектов.
В целом для реализации Программы в 2006–2015 годах требуется финансирование в объеме 2,27 млрд рублей (в ценах 2005 года), в том числе за счет средств:
Объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет 10 млн рублей. Необходимость выделения средств на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ связана в первую очередь с большим объемом и сложностью работ по формированию единой технологической политики по переработке отходов, взаимному согласованию технологических решений в различных отраслях экономики города Владивостока.
В таблице приложения 4 приведен объем финансирования Программы по источникам финансирования и по годам.
Выделение средств из федерального и краевого бюджетов по выполнению мероприятий Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ежегодные объемы, структура и источники финансирования мероприятий по реализации Программы могут уточняться в соответствии с проектами федерального, краевого и муниципального бюджета на планируемый год.
Расходы на управление реализацией Программы составляют 0,3 процента стоимости технических мероприятий Программы.
Заказчиком Программы является администрация города Владивостока. Заказчик Программы несет ответственность за эффективную реализацию Программы.
В реализации Программы участвуют:
Текущую координацию мероприятий Программы осуществляет Исполнительная дирекция Программы под руководством органа, уполномоченного главой города Владивостока в области охраны окружающей среды.
В интересах координации мероприятий Программы приоритетным для ее реализации является принцип государственно-частного партнерства.
Администрация города Владивостока через Исполнительную дирекцию Программы ежегодно уточняет мероприятия и расходы на реализацию мероприятий Программы, а также механизм реализации мероприятий Программы, инициирует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы.
Заказчик Программы несет ответственность за эффективную реализацию Программы.
Руководителем программы является глава города Владивостока.
Текущее управление Программой осуществляется Исполнительной дирекцией Программы, формируемой заказчиком. Предлагается на I этапе реализации Программы функции Исполнительной дирекции Программы возложить на орган, уполномоченный главой города Владивостока в области охраны окружающей среды. Деятельность Исполнительной дирекции Программы регламентируется Положением, утверждаемым заказчиком Программы.
Структура системы управления реализацией Программы приведена в приложении 3.
Мероприятия Программы, связанные с реализацией конкретных проектов по переработке и обезвреживанию отходов, созданием производств, реализуются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
На основании анализа хода выполнения мероприятий Программы заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из муниципального бюджета для финансирования Программы. В случае сокращения объемов бюджетного финансирования работ по Программе заказчик принимает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для достижения результатов, в установленные сроки и при необходимости разрабатывает предложения по их корректировке.
Исполнительная дирекция Программы осуществляет подготовку конкурсов по мероприятиям Программы и готовит для заказчика предложения по заключению договоров на финансирование отдельных проектов (мероприятий) Программы.
Заказчик Программы заключает договоры с учетом выделенных лимитов и контролирует софинансирование Программы из других источников (бюджетные и внебюджетные экологические фонды, инвесторы, собственные средства).
На Исполнительную дирекцию Программы возлагается функция планирования, организации исполнения и текущий контроль исполнения мероприятий Программы.
Заказчик совместно с Исполнительной дирекцией Программы организует экспертные проверки хода реализации Программы. При этом главное внимание уделяется срокам и объемам выполнения мероприятий Программы и заданий, целевому и эффективному использованию выделенных средств. По результатам экспертных проверок подготавливается заключение и предложения о продолжении работ, финансировании Программы, продлении сроков и по другим вопросам реализации мероприятий Программы.
Исполнительная дирекция Программы ежегодно направляет заказчику Программы доклады о ходе реализации мероприятий и эффективности использования финансовых средств.
Исполнительная дирекция Программы организует внедрение информационных технологий в целях управления и контроля за ходом реализации Программы, обеспечивает размещение в сети Интернет материалов о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий, привлеченных внебюджетных ресурсах, проведении конкурсов на реализацию мероприятий Программы, об условиях участия в Программе инвесторов.
На Исполнительную дирекцию Программы возлагаются обязанности по связям с общественностью.
Настоящий муниципальный правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования.
№ п/п | Мероприятие Программы | Объем финансирования, тыс. рублей | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
ВСЕГО | в том числе по источникам | в том числе по годам | ||||||||||
федераль- ный бюджет |
краевой бюджет | бюджет города Вл-ка |
собствен- ные средства пред-приятий |
внешнее инвести- рование |
2006 | 2007 | 2010 |
2015 |
||||
ВСЕГО | в том числе из муници-пального бюджета |
|||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1. | Разработка проектов нормативных правовых актов, регулирующих обращение с отходами | 2000 | 2000 | 300 | 300 | 400 | 1000 | |||||
2. | Организация системы учета и мониторинга обращения с отходами | 7500 | 7500 | 3000 | 3000 | 500 | 1300 | 2700 | ||||
3. | Организация системы обучения специалистов и информирова-ния населения в сфере обращения с отходами производства и потребления | 3500 | 500 | 500 | 2500 | 350 | 100 | 350 | 700 | 2100 | ||
4. | Организация системы обращения с ТБО | 62550 | 24060 | 38490 | 19050 | 4450 | 21000 | 17600 | 4900 | |||
5. | Организация инфраструктуры экологически безопасного обезврежива-ния и переработки отходов производства и потребления | 393651 | 5000 | 27000 | 45000 | 68828 | 247823 | 14400 | 2100 | 104081 | 230840 | 44330 |
6. | Организация хранения и захоронения отходов | 1239000 | 5000 | 13100 | 71823 | 12900 | 1136177 | 27500 | 7500 | 105000 | 800000 | 306500 |
7. | Реабилитация земель, загрязненных в результате размещения отходов | 535000 | 3000 | 20000 | 512000 | 20000 | 200000 | 315000 | ||||
8. | Подпрограмма «Экологичес-кое просвещение и образование населения города Владивостока» | 14930 | 400 | 9530 | 5000 | 1665 | 1665 | 1500 | 8000 | 3765 | ||
9. | Научно-исследователь-ские и опытно-конструктор-ские работы для обеспечения мероприятий Программы | 10000 | 10000 | 500 | 500 | 3000 | 6000 | |||||
10. | Управление реализацией Программы | 6825 | 543 | 6282 | 300 | 300 | 400 | 2875 | 3250 | |||
Итого | 2274956 | 20000 | 44000 | 180956 | 129000 | 1901000 | 67065 | 19415 | 2536315 | 1264715 | 689545 |