Уважаемый Владимир Владимирович!
В апреле 2008 года в городе Владивостоке Приморского края в очередной раз произошло повышение цены на автомобильное топливо. В настоящее время на некоторых заправках нефтяные компании подняли цену на топливо до 27 рублей (или 1.14 доллара США в эквиваленте) за литр, что превысило максимальную стоимость топлива для автомобилей в США и начало приближаться к уровню цен Европейского союза.
Принимая во внимание то, что цена на топливо - это один из важнейших факторов формирования цены на основные продукты прожиточного минимума в городе и в случае дальнейшего роста цен на топливо будут беспорядочно расти цены на продукты питания и различные виды услуг, Дума города Владивостока обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по вопросу проведения анализа факторов, оказавших влияние на повышение цены на бензин.
По информации Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, основными факторами повышения цен являются:
повышение отпускных цен на нефтепродукты поставщиком и заводом-производителем (нефтеперерабатывающий завод г. Хабаровск) до 16,1%;
рост тарифов государственных монополий: тариф на железнодорожные перевозки увеличился на 1,2% за последний месяц, с начала года - на 16,2%, тарифы на теплоэлектроэнергию выросли с начала года на 12%, стоимость услуг коммунального хозяйства, связи, работ, выполняемых сторонними организациями, - на 8-10%, заработная плата работников в связи с инфляцией увеличилась на 7%;
рост цен на нефть на внутрироссийском рынке: средневзвешенная цена нефти, закупаемая для переработки у нефтедобывающих компаний, возросла в апреле на 10% по сравнению с мартом;
В то же время анализ мировых тенденций по формированию цен на топливо позволяет сделать вывод о том, что внутренние цены могут регулироваться без жесткой привязки к мировым ценам.
Следовательно, у государства есть собственные рычаги регулирования ценообразования на внутреннем рынке. Так, в России налоги составляют более половины стоимости топлива: это налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и самая большая составляющая - акциз.
В целях стабилизации цен на топливо предлагаем следующие варианты разрешения сложившейся ситуации:
1. Для стимулирования производства и продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке рассмотреть возможность снижения налогов, фискальных сборов на бензин и иные виды топлива, направляемые для потребления на внутренний рынок России, в том числе снижение ставок налога на добычу полезных ископаемых для нефти, направляемой на производство горючесмазочных материалов на нефтеперерабатывающих заводах (далее - НПЗ), находящихся на территории Российской Федерации в целях его использования внутри страны.
2. Предусмотреть снижение доли экспорта нефти за рубеж за счет уменьшения рентабельности данных операций.
Предлагаем в кратчайшие сроки разработать программу по увеличению экспортных платежей и снижению налоговых изъятий для нефтяной отрасли при производстве и реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке России.
3. Рассмотреть вопрос о разработке и принятии законов о льготном налогообложении строительства новых и модернизации старых нефтеперерабатывающих заводов в России. Ни для кого не секрет, что коэффициент полезного действия наших НПЗ значительно отстает от ведущих НПЗ развитых стран мира. С одной тонны нефти российские НПЗ могут произвести светлых видов топлива значительно меньше, чем многие зарубежные предприятия. Мы предлагаем Правительству Российской Федерации разработать оптимальную схему дополнительного льготного налогообложения реализации нефти и нефтепродуктов для нефтяных компаний, а также других структур, которые осуществляют инвестирование в строительство новых современных НПЗ или принципиальную модернизацию уже существующих. Кроме этого, в рамках данного пункта считаем, что необходимо убрать пошлины на ввозимые импортные механизмы и оборудование в рамках проекта по строительству и модернизации НПЗ.
4. Разработать положение о дифференциации акцизных ставок на нефтепродукты в зависимости от их экологических характеристик.
Например, чем выше октановое число бензина (без химических добавок, искусственно повышающих октановое число), тем меньше должны быть акцизы при производстве горюче-смазочных материалов для внутреннего рынка.
5. Установить предельные нормы дохода от реализации горюче-смазочных материалов, составляющие не выше 15-20% от уровня отпускных цен НПЗ до уровня конечной реализации.
При решении данной проблемы предусмотреть наличие различий в транспортных коммуникациях в регионах России.
Считаем, что принятие вышеперечисленных мер позволит избежать монополизации рынка реализации горюче-смазочных материалов, стабилизировать цены на топливо на внутреннем рынке России, что в свою очередь поможет снизить темпы реальной инфляции и улучшить благосостояние наших граждан.
Председатель Думы |
В.М. Розов |