Николай Голояд: Управляющим компаниям Владивостока нужно учиться убеждать жильцов

    Глава комитета по городскому хозяйству рассказал, какими будут платежи за ЖКХ и есть ли резон устанавливать счетчики

     

    Владивосток, 2 октября, PrimaMedia. Тема жилищно-коммунального хозяйства традиционно считается "горячей" для любого российского города. Не является в этом плане исключением Владивосток: такие понятия, как капремонт, ОДН и соцнорма, прочно вошли в лексикон жителей. Обо всем сложном комплексе коммунальных услуг, а также о том, как строится работа управляющих компаний Владивостока, в интервью РИА PrimaMedia рассказал председатель комитета по городскому хозяйству Думы Владивостока Николай Голояд. 

     

    - Весной по инициативе комитета Дума приняла обращение к губернатору по соцнорме на электричество, в результате ее введение в Приморье было отложено. Какие факторы сегодня мешают ввести соцнорму во Владивостоке? Не приведет ли ее введение к резкому росту платежей на электричество?

     

    - Для начала нужно определиться с понятиями: что такое социальная норма и зачем она вводится. Многие сегодня не понимают, зачем она нужна и как будет применяться. Социальная норма – это инструмент, который создаст стимул для экономии электроэнергии, снятия излишней нагрузки с промышленного тарифа. Не секрет, что тариф для населения сегодня значительно ниже и компенсируется за счет тарифа для промышленности.

     

    Подобная практика имеет место во многих странах мира, но для нас она является новой. В Приморье она планировалась как пилотный проект. Однако наш край нельзя сравнивать с регионами запада страны, где электросети находятся в лучшем состоянии.

     

    Приморский край и Владивосток развивались "по временной схеме", строили быстро по принципу "потом поправим".

               

    Кроме того, у нас нет таких альтернативных источников тепла и электричества в виде газа, что ведет к значительному потреблению электроэнергии.

     

    Поэтому предложение со стороны депутатов было однозначным: отложить введение социальной нормы в Приморье, взять время для того, чтобы продумать ее применение. В регионах, которые вошли в пилотный проект, соцнорма колеблется от 50 до 190 киловатт-часов в месяц на человека. На мой взгляд, в Приморском крае норма должны быть дифференцирована с учетом места проживания людей, доступности альтернативных источников энергии, наличия горячего водоснабжения, социальных факторов. Норма не должна быть одинаковой для всех и иметь как можно большую величину, потому что население впервые с этим столкнется. Но иллюзий строить не надо – соцнорма однозначно приведет к увеличению платежей.

     

    - В продолжение темы – насколько реально наладить систему учета регистрации граждан по месту жительства во Владивостоке? От этого зависит корректность начисления платежей за услуги ЖКХ. Данный вопрос неоднократной обсуждался на комитете, к чему пришли?

     

    - Паспортный учет в городе ведется, однако отсутствует обмен информацией о движении населения внутри дома. Ресурсоснабжающие организации производят начисления, основываясь на данных 2005 года, или справках, которые принесли люди. Неудивительно, что ОДН за электричество и воду рассчитывается исходя из площади квартиры – этот показатель, в отличие от количества проживающих, не меняется. Эта проблема в перспективе может повлиять и на применение социальной нормы на электричество и воду.

     

    Мы провели шесть заседаний комитета по этой проблеме. Удалось практически согласовать тексты договоров между управляющими организациями и МУПами, которые ведут регистрационный учет. Все участники диалога сошлись во мнении, что управляющие компании должны владеть этой информацией, чтобы корректировать начисления по коммунальным услугам.

     

    Также нам очень помогло постановление правительства, которое регламентирует стандарты управления домом и определяет перечень услуг, которые она должна оказывать. В функции УК включен и учет граждан. Будет ли этот учет вестись по договору с МУП или силами УК, - это уже другой вопрос.

     

    - Депутаты комитета разработали систему критериев, по которым оценивается деятельность УК. Что это за критерии и где можно посмотреть информацию?

     

    - Несколько лет назад в городе уже составлялся рейтинг управляющих компаний. Но он составлялся исходя из количества жалоб, а это фактор субъективный: "управляйки" могли искусственно организовать написание жалоб на конкурентов.

     

    Население должно видеть "цифровые" показатели работы управляющих компаний: сколько налогов она платит в бюджет, сколько советов домов создано, сколько приборов учета установлено, каков размер ОДН и как она его снижает. Эта информация позволит собственникам жилья лучше ориентироваться на рынке услуг ЖКХ. В ближайшее время таблица с этими данными по каждой УК будет размещена на сайте городской администрации, и каждый сможет увидеть, как выглядит та или иная УК на фоне остальных.

               

    - А как вы относитесь к идее создания муниципальной управляющей компании?

     

    - Эта идея имеет право быть. Политика администрации состоит в том, чтобы власть имела рычаги воздействия на ключевые сферы жизни города, будь то транспорт, дорожная техника или ЖКХ.

     

    При этом сейчас складывается ситуация, когда бизнес управления жильем перестает быть прибыльным. Управляющие компании работают по тем же тарифам на текущий ремонт и содержание жилья, что и несколько лет назад. Ведь в отличие от тарифа на воду или электричество, этот тариф могут утвердить только собственники жилья. А информационный фонд вокруг управляющих компаний таков, что жильцы вряд ли примут подобное решение: мол, в УК и так все воруют. Из-за этого падает объем выполняемых работ, иногда управляющие компании просто "бросают" старые или отдаленные дома, которые не могут содержать. Обслуживание таких домов могло бы стать одной из задач муниципальной УК. Но при этом важно помнить, что бюджет города не может финансировать деятельность УК, поэтому даже муниципальной компании придется самостоятельно зарабатывать деньги. А экономические условия для этого сегодня, повторюсь, достаточно тяжелые.

     

    - Насколько актуальным для жителей остается вопрос ремонта дорог во Владивостоке? Много ли обращений на эту тему поступает к депутатам?

     

    - Дороги всегда были проблемой Владивостока хотя бы по причине его рельефа. Так что обращений на эту тему, конечно, много. Саммит АТЭС решил часть "дорожных" проблем, но внутриквартальные дороги и придомовые территории требуют ремонта. Думаю, что для их ремонта необходима разработка специальной программы, возможно, по принципу программы капремонта с участием собственников жилья в многоквартирном доме. Ведь сегодня закон таков, что администрация не имеет права напрямую финансировать из бюджета такой ремонт.

     

    Проект ВКАД, который многими воспринимается просто как бренд, также жизненно необходим. Его реализация будет означать для города рывок вперед в плане организации автомобильного движения. Есть несколько вариантов, в том числе включение в программу развития Дальнего Востока, либо привлечение кредитов. 

     

    - Несколько заседаний комитета в этом году были посвящены проблеме вывоза мусора из частного сектора во Владивостоке. Для каких районов города эта проблема наиболее актуальна? Удалось ли продвинуться в ее решении?

     

    - Проблема актуальна для районов, где преобладает частный сектор, либо для районов, которые граничат с садоводческими и гаражными кооперативами. Проблема в том, что по закону никто не может обязать гражданина заключить договор на вывоз мусора и платить за это по 100-200 рублей в месяц. Многие утверждают, что мусора у них нет или они сами отвозят его на свалку, но любому понятно, что большинство отходов уходит на несанкционированную свалку где-нибудь в лесу.

     

    Поэтому мы предложили АТУ города и мусоровывозящим компаниям выходить к людям, убеждать их заключать договора. Мы проводили расчеты для садоводческих товариществ, выходило, что каждому его участнику нужно было бы сдавать около 30 рублей. Конечно, кто-то просто отказывается, но многие прислушивается к таким рекомендациям. Появляются площадки для складирования мусора. Так что процесс идет, хотя нам, конечно, хотелось бы его ускорить. Но тут есть такой фактор, как совесть, соседские отношения.

     

    - На прошлой неделе комитет по городскому хозяйству обсуждал вопрос о том, что делать с безнадзорными животными во Владивостоке. Есть ли сегодня кому их отлавливать и где содержать? Может ли город справиться с проблемой своими силами?

     

    - Проблема бродячих животных была и 10, и 20 лет тому назад. Надо понимать, что такие животные в мегаполисе будут всегда, и для решения проблемы необходим комплекс мер. Но в бюджете города на отлов животных всегда закладывалось мало средств, которых хватало лишь на самые проблемные "точки", где собаки вели себя наиболее агрессивно. А ведь животных надо где-то содержать и стерилизовать, чтобы контролировать их численность. Такой системы на сегодня нет. И  парадокс в том, что больше всех этой проблемой озабочена общественность, организации защитников животных.

     

    К тому же, полномочия по борьбе с бродячими животными теперь переданы на уровень региона. На комитете мы рассмотрели обращение к Законодательному Собранию и губернатору с просьбой предусмотреть в бюджете средства на решение этой проблемы во Владивостоке. Возможно, проблему надо решать в комплексе с Артемом и Надеждинским районом, потому что трудно представить, где во Владивостоке можно было бы содержать отловленных животных.

     

    - Каков на сегодня масштаб проблемы? Есть ли расчеты, сколько средств необходимо на ее решение?

     

    - Такие выкладки есть, но для решения проблемы нужна политическая воля. На первом этапе требуются достаточно крупные средства, чтобы организовать эту работу. А то мы вроде как столица саммита, а с животными разобраться не можем.

     

    - Недавно ваш комитет рассмотрел еще один важный документ, который регулирует порядок обращения с зелеными насаждениями во Владивостоке. Что в нем принципиально нового для горожан?

     

    - Документ готовился достаточно тяжело, были разногласия с администрацией, управлением экологии. Основной момент – строительство индивидуального жилья на земельных участках, в том числе тех, которые предоставляются многодетным семьям. Суть проблемы в том, что порядок сноса зеленых насаждений и выдачи порубочных талонов сегодня требует от застройщика предоставлять массу разрешительных документов. Это сопряжено с временными и финансовыми затратами, которые несоизмеримы с тем объемом работ, который надо выполнить. В связи с этим комитет подготовил 24 поправки, которые будут рассмотрены на заседании думы, чтобы упростить процесс выдачи порубочных талонов. Думаю, что разногласия мы преодолеем.

     

    - Депутаты сформировали рабочую группу по предотвращению загрязнения портовой акватории Владивостока. Не секрет, что бухта Золотой Рог уже давно не является идеалом чистоты, есть ли у группы конкретные предложения, как исправить эту ситуацию?

     

    - Акватория и побережье бухты сегодня находятся под контролем кучи ведомств и собственников. Наша задача – "расшевелить" все заинтересованные стороны, возобновить работу межведомственной комиссии по этому вопросу, совместно выработать решение имеющихся проблем. Координировать работу будет депутат Юрий Леонтьев, который давно занимается этим вопросом.

     

    - Как известно, с 2014 года в Приморье предполагается создать собственный фонд, из которого будет финансироваться капремонт многоквартирных домов. Недавно в краевом парламенте был принят закон, который регулирует этот механизм. На ваш взгляд, каким образом должен финансироваться капремонт во Владивостоке? И готовы ли собственники жилья оплачивать часть этих, безусловно, дорогостоящих работ?

     

    - Как у депутата, который сам является жителем многоквартирного дома, у меня больше вопросов, чем ответов по новой системе капремонта.

     

    Если исходить из позиции собственника, то вряд ли многие готовы платить по 7 рублей за каждый квадратный метр жилья, не зная при этом, когда будет проведен капремонт.

               

    Ведь работы могут быть проведены лишь в том случае, если дом "собрал" более 50% необходимой суммы. А у нас практически все панельные дома требуют утепления.

     

    Плюс в том, что в крае будет создано три центра, которые будут распределять средства собственников на проведение капремонта, и один из них будет работать во Владивостоке. Горожане не для того платят в фонд, чтобы их средства распределяли где-нибудь в Пожарском районе. С другой стороны, непонятно, как собственники жилья смогут донести свою точку зрения до компании-оператора, поскольку управляющие компании из этого процесса исключаются.

     

    Конечно, капремонт делать надо, но краевой закон очень сырой, и у меня есть сомнения, что он будет эффективно работать. Механизм его работы только предстоит отшлифовать.    

     

    - По итогам исполнения бюджета города в первом полугодии 2013 года один из самых низких показателей исполнения – у программы по установке приборов учета в МКД. В чем, на ваш взгляд, причины этой ситуации и каковы пути выхода из нее? Есть ли интерес у УК ставить счетчики?

     

    - У толковых УК, работающих на перспективу, заинтересованность в установке приборов учета есть. У тех, что пришли просто "поуправлять", такого интереса нет. Поэтому тот, кто хочет, делает эту работу, а тот, кто не хочет, ищет оправдания. Но я считаю, что

     

    если УК взялась управлять домом, то она должна работать над тем, чтобы убедить жильцов в пользе подобных шагов.

               

    Это непросто, но без привлечения средств собственников не обойтись.

     

    Кроме того, компании должны понимать, что устанавливая приборы учета, они получают новое оборудование, в противном случае им придется каждый год тратить все больше денег на ремонт старого. Чем старше машина, тем больше в нее вкладываешь. Кто этого не понимает, тот сильно проигрывает.   

     

    - А есть ли такой интерес у жителей, которые платят за услуги по индивидуальным счетчикам?

     

    - Безусловно, есть. Этому способствует тарифная политика: ОДН на электричество и воду, грядущее введение социальных норм на услуги. Поставщики ставят вопрос о том, что оплачиваться должен весь объем поступающих в дом услуг, а не только их потребление в квартирах.

     

    На примере своей управляющей компании могу сказать, что установка приборов учета и переход на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями оказался выгодным для жильцов.

     

    - На заседаниях комитета по городскому хозяйству иногда создается впечатление, что депутаты знают город досконально. А какое у вас любимое место во Владивостоке и почему?

     

    -  Это Угольная, у меня вся жизнь с этим районом связана: работал там в милиции, потом был главой администрации, затем депутатом от округа. Еще люблю район Океанской. Вообще, когда съезжаешь с трассы, сразу чувствуешь другой воздух. Да и люди другие, попроще и поспокойней. И главное, что не стыдно смотреть им в глаза!