Николай Голояд: Вопросам ЖКХ уделяется пристальное внимание

напечатать
19 сентября 2014
- С прошлого года во Владивостоке действует муниципальный правовой акт «Положение о критериях оценки эффективности работы управляющих организаций в жилищной сфере». Ведение рейтинга управляющих компаний, как ожидалось, будет способствовать заинтересованности УК в улучшении качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг. Есть ли положительный эффект от введения системы определения критериев оценки?

- Стоит отметить, что количество жалоб на работу управляющих компаний уменьшилось примерно процентов на 30. Думаю, что введение рейтинга УК сыграло свою роль.

Для определения эффективности их работы было решено использовать такие показатели, как оснащенность многоквартирных домов общедомовыми приборами учета потребляемых ресурсов; количество протоколов об административных правонарушениях; наличие советов многоквартирных домов, наличие жалоб и обращений граждан, поступивших в органы местного самоуправления; размер ОДН, обеспеченность домов обслуживанием по регистрационному учету, отсутствие  задолженности УК по налогам, полнота раскрытия информации управляющими организациями и другие. Критерии, как мы сегодня видим, пусть не в полной мере, но отражают общую картину деятельности управляющих компаний, высвечивают те проблемы, которые требуют скорейшего решения.

         Одна из них - проблема корректного распределения между жильцами полученных домом услуг: воды, электричества, отопления. Как распределить честно и справедливо эти коммунальные услуги, если в некоторых квартирах прописан один человек, а в ней проживает несколько? Есть факты, когда в одном доме проживают более 150 незарегистрированных граждан, которые также потребляют горячую и холодную воду, а квартиры, в которых они живут, не оборудованы приборами учета. Отсюда и проблемы с ОДН. Действующее федеральное законодательство говорит, что факт  проживания в квартире незарегистрированных жильцов должен фиксироваться  участковым полицейским и представителем управляющей компании. Сделать это оперативно, как показывает практика, достаточно сложно. Поэтому нужно максимально упростить эту процедуру. Например, исключив из этого процесса правоохранительные органы и предоставив возможность УК или ТСЖ самим фиксировать количество жильцов, фактически проживающих в квартире, и составлять акты, подтвердив их подписями других жителей этого дома, собственников квартир.  Такие акты должны иметь юридическую силу, приниматься ресурсоснабжающими организациями  и быть основанием для перерасчета ОДН. 

         Вторая проблема связана с отсутствием такого понятия, как оптовый тариф на коммунальные услуги для управляющих организаций, осуществляющих поставку ресурсов жителям многоквартирных домов. В силу действующего законодательства коммунальные услуги населению – электричество, вода, тепло -  для потребителя должны предоставлять управляющие компании. Но они  должны покупать коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающей организации по установленному тарифу, в который, к сведению, уже включены расходы на продажу услуг, и продавать их потребителю по тому же тарифу, управляющим компаниям так работать не выгодно, так как это влечет убытки. Это основная причина, почему они не идут на то, чтобы стать поставщиками коммунальных услуг,  как того требует Жилищный кодекс. В то же время на сбыте коммунальных услуг работают другие компании, которые сбытовую  прибыль имеют. Чтобы ситуация изменилась, нужно, чтобы УК покупали необходимое количество услуг оптом с дисконтом по каждому виду и продавали услугу населению не выше установленной надбавки. То есть купили дешевле и продали по утвержденному тарифу. Тогда УК станут заниматься и должниками за коммунальные услуги, и ОДН, потому что это станет им интересно и выгодно.

Эти предложения были озвучены на круглом столе по итогам Всероссийского форума «ЖКХ – новое качество», который прошел в Думе города Владивостока в июле, и направлены в  Правительство Российской Федерации для принятия дальнейших мер на законодательном уровне.

- Принятый Думой города Владивостока муниципальный правовой акта от 02.08.2013 № 57-МПА «Положение об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Владивостоке» определяет порядок обращения с отходами производства и потребления и вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Как осуществляется реализация этого положения?

- Данное положение, предусматривающее раздельный сбор бытовых отходов, дало толчок этому процессу. Сейчас в городе появилось достаточно много контейнеров для пластика. Это ценное сырье, которое пользуется большим спросом в Китае. Также есть спрос на стекло. Вывоз пластика и стекла осуществляют фирмы, которые занимаются переработкой этого сырья. Для управляющих компаний раздельный сбор бытовых отходов выгоден, потому что объем вывозимого ими мусора снижается.  Насколько интенсивно пойдет этот процесс, зависит от спроса. Сегодня он есть  на пластик и, как видим, выставляются контейнеры для пластика. Будет на другие виды отходов, будут их собирать.

 

 

 

Татьяна Ситникова

press@dumavlad.ru