Законопроект «О Свободном порте Владивосток» обсуждается на самом высоком уровне

напечатать
7 апреля 2015
Президент России Владимир Путин 3 апреля провел совещание по вопросам развития Дальнего Востока, на котором обсуждались меры по стимулированию экономического роста в регионе. В ходе совещания особое внимание было уделено федеральному законопроекту «О Свободном порте Владивосток».

На совещании Владимир Путин подчеркнул: «Все изменения в законодательство, регулирующие деятельность Свободного порта Владивосток, должны быть приняты Государственной Думой уже в весеннюю сессию. Необходимо с коллегами из парламента активно работать и согласовать все параметры этого законопроекта».

Как сообщил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, Минвостокразвития подготовило законопроект, на сегодняшний день он проходит фазу согласования с федеральными органами исполнительной власти и общественных слушаний.

«По этому закону уже прошли так называемые нулевые чтения в Общественной палате, - рассказал министр. - Закон о Свободном порте Владивосток является развитием тех идей, которые есть в законе о территориях опережающего развития, и содержит в себе ряд особенных специальных вопросов, таких как вопросы пересечения границы, визовых режимов, «открытого неба». Рассчитываем до конца месяца в согласованном виде внести его в Правительство Российской Федерации. Думаем, что тот опыт, который мы наработаем, будет очень полезен и для развития в целом законодательства о свободных портах».

Как отметил депутат Думы города Владивостока Сергей Ковалев: «То, что предложил Президент России — безусловно, важно и интересно. Считаю, что в Наблюдательный совет Свободного порта обязательно должны войти представители бизнеса и органов местного самоуправления. Также есть предложение придать Владивостокской агломерации статус субъекта Российской Федерации и дать больше самостоятельности местному самоуправлению в части преференций малому и среднему бизнесу, который платит налоги в бюджет и, по сути, кормит город. Кроме того, нужно пересмотреть бюджетное законодательство и направить средства, которые получает Владивосток от внешнеэкономической деятельности, на развитие города».

Законопроект обсудили и участники совещания под руководством Премьер-министра России Дмитрия Медведева, которое состоялось 4 апреля в Хабаровске.

В качестве главной антикризисной меры на совещании Александр Галушка назвал реализацию новой модели развития Дальнего Востока: «Фактически наша более тесная интеграция с Азиатско-Тихоокеанским регионом, создание сети территорий опережающего развития, реализация проекта по созданию Свободного порта в Приморье, поддержка значимых инвестиционных проектов, развитие малого и среднего бизнеса, реализация крупных инфраструктурных проектов – вся та повестка, которая была сформирована до кризиса, в неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических условиях стала лишь еще более актуальной».

«В связи с появлением проекта о Свободном порте встает вопрос о завершении скоростной автомагистрали Владивосток-Находка, а также мостового перехода Владивосток-Песчаный с выходом на границу с Китаем, - подчеркнул депутат Александр Приходько. - В результате порты смогут справиться с большим количеством заходов иностранных судов, а также будет решена проблема транспортировки и хранения грузов. Беспошлинный ввоз материалов и товаров позволит добиться быстрого и мощного развития Владивостока как крупного мегаполиса, как это произошло в Сингапуре или Гонконге».

Законопроект уже существует во второй редакции, которая учитывает замечания и комментарии, подготовленные при участии Администрации Приморского края и муниципальных образований.

«Поскольку одной из важнейших отраслей экономики является энергетика, специалисты предприятия МУПВ «ВПЭС» и управления по вопросам ТЭКа администрации Владивостока приняли непосредственное участие в обсуждении законопроекта, - рассказал депутат Владимир Латышев. - В частности, проект предусматривал, что на территории Свободного порта Управляющая компания организует эксплуатацию инженерных сетей. Между тем, сети являются единым технологически неделимым комплексом в границах отдельных муниципальных образований, в связи с чем их частичная передача могла бы привести к ряду неблагоприятных последствий. Разработчики услышали нас и предложения были внесены в законопроект». 

В новой редакции изменился состав территории Свободного порта Владивосток – теперь это не семь, а двенадцать муниципальных образований. Были взаимоувязаны территории Свободного порта Владивосток и территории опережающего развития. Возросла роль Наблюдательного совета - высшего коллегиального органа управления Свободного порта Владивосток. Срок безвизового пребывания в Свободном порту для иностранных граждан увеличен с 72 часов до 7 дней. Резидентами Свободного порта смогут стать не только порты, но и аэропорт, предприятия и компании, работающие в туристической отрасли. Свободный порт создается на 70 лет, но этот срок может быть продлен законом.

Депутат Дмитрий Ямщиков отметил: «В целом законопроект грамотный, но к вопросам налогообложения и таможенных процедур следует отнестись с особым вниманием. Хорошо, что границы Свободного порта в сравнении с ТОР не ограничены определенными территориями. На мой взгляд, полномочия по распределению земли и градостроительству должны остаться у муниципалитетов. Кроме того, резидентами Свободного порта должны стать не только новые инвесторы, но и действующий бизнес. Ведь он выжил в кризисное время, и ему нужно помогать».

Минвостокразвития планирует доработать законопроект в части упрощения градостроительной деятельности, процедур захода судов в морские порты, вопросов транзита и портовой деятельности.

Как прокомментировал депутат Дмитрий Легкий: «Владивосток расположен на востоке страны, а значит, Россия начинается именно здесь. Президент и Правительство в последние годы уделяют городу и краю особое внимание, и наша главная задача — реализовать те проекты, которые разрабатываются. В 2012 году во Владивостоке прошел форум АТЭС, и хотя многие сомневались по этому поводу, грандиозные объекты саммита теперь работают на благо горожан. Теперь у нас появилась уникальная возможность получить статус «порто-франко». Владивостокская агломерация, территории опережающего развития, «Свободный порт Владивосток» - все эти проекты должны быть увязаны и работать на развитие экономики города и края».

Мария Стеблянко,

press2@dumavlad.ru