Елена Новицкая: История Владивостока разделится на «до» и «после» вступления в силу закона о свободном порте

напечатать
14 июля 2015
Президент России Владимир Путин 13 июля подписал Федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Закон принят Государственной Думой РФ 3 июля, одобрен Советом Федерации 8 июля.

Комментирует председатель Думы города Владивостока Елена Новицкая:

Закон «О свободном порте Владивосток» даст стране возможность впервые за всю нашу историю иметь торговые отношения с восточными партнерами в таких же объемах, как и с западными. Это и есть тот баланс, к которому естественным образом стремится наша страна, и Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» – подтверждение этого стремления.  Этот закон носит стратегический характер для России. Очень логичным и закономерным ответом на внешние ограничения становится не закрытие экономики России, а расширение свободы, повышение открытости нашей страны. И именно поэтому частью содержания реальной политики России в целом и Приморского края в частности станет реализация закона о свободном порте. Россия наводит через Владивосток мосты дружбы со странами АТР. И наш город в этом смысле для страны – своеобразная точка роста. Подтверждением этому является Первый Восточный экономический форум, который пройдет в сентябре 2015 года именно во Владивостоке.

Со временем внешнеэкономическое давление сойдет на нет, а Владивосток останется с новыми условиями для бизнеса, новыми партнерами, новыми рынками сбыта и с реально работающими крупнейшими интеграционными проектами. Горизонты планирования у страны становятся больше, и естественно, станет своеобразным козырем в нынешних экономических условиях. История Владивостока разделится на «до» и «после» вступления в силу закона о свободном порте.

Тот факт, что сенаторы Совета Федерации и депутаты Государственной Думы консолидированно поддержали этот закон, дает нам всем уверенность в том, что ожидания правительства насчет будущего нашего края достаточно реалистичны. Так же реалистичны, как и уже реализованный ранее проект первого саммита АТЭС, и созданная для его проведения огромная инфраструктура, которая не первый год служит жителям города и края. Создание свободного порта на территории Приморья логически развивает ключевые идеи, заложенные в новой модели социально-экономического развития Дальнего Востока, такие как обеспечение наилучших конкурентоспособных условий предпринимательской деятельности, увеличение объемов производства и экспорта товаров в страны АТР. Новый статус порта позволит ускорить рост экономики Приморского края, выровнять условия конкуренции и максимально включиться в технологично-производственные цепочки и грузовые потоки региона стран АТР. Данный закон станет гибким механизмом для инвестирования в российский Дальний Восток. 

Свободный порт Владивосток станет первой ласточкой и хорошим примером для подражания при реализации подобных проектов в других регионах России. Действие закона распространяется не только на Владивосток, но и на все ключевые порты Приморья, от Зарубино до Находки, и на 15 муниципальных образований, в которых проживает около 75 % населения края, а это, безусловно, принесет приморцам существенные выгоды.  По оценке разработчиков из Минвостокразвития со вступлением в силу и последующей реализацией закона о создании свободного порта к 2021 году количество созданных рабочих мест достигнет 84,7 тыс. человек, а валовый региональный продукт Приморского края составит 1,106 трлн рублей. Налоговые льготы, облегченный визовый режим, введение свободной таможенной зоны, упрощенное прохождение контрольных процедур на границе и другие широкие преференции, которые получат резиденты свободного порта, станут инструментами привлечения капитала в Приморье. Это даст толчок для роста ключевого показателя внешнеэкономической деятельности края – товарооборота между нами и соседями по региону АТР, что приведет к росту доходов бюджетов города и Приморского края.

 У Владивостока есть подобный исторический опыт: в период с 1883 года по 1899 год благодаря статусу свободной гавани объем грузооборота в порту Владивостока увеличился с 47,8 тыс. тонн до 333,3 тыс. тонн.

Сегодня страна возвращается к успешному опыту наших соотечественников, чтобы восстановить внешнеэкономический баланс, от которого Россия в свое время получала существенные выгоды. Страны АТР, такие как Южная Корея, Япония, Китай, составляют четверть мировой экономики, а это значит, что Владивосток только выиграет от реализации закона, который будет способствовать созданию максимально свободных, предсказуемых, благоприятных условий и возможностей для инвесторов, чтобы вкладывать в Россию было выгодно.

Свободный порт Владивосток со временем станет не менее привлекательным, чем порты Китая, Гонконга, Сингапура и Южной Кореи. Свободный порт по своей сути – это конкурентоспособное предложение нашим восточным зарубежным партнерам об инфраструктурных инвестициях, которые так нужны Приморскому краю для дальнейшего развития. В том числе к нам придут зарубежные филиалы медицинских центров со своими высокими технологиями, которые смогут обслуживать наших граждан, вынужденных сегодня обращаться за высококвалифицированной медицинской помощью за пределы страны, в частности в Сеул.

Реализация закона позволит не только сформировать туристическую сферу в крае, но и превратит Приморье в своеобразный туристический хаб. Возведение гостиниц и ресторанов, развитие туризма, промышленных зон, логистических узлов, железнодорожных сетей, скоростных железных дорог, развитие энергетики и лесной промышленности, а также строительство автомобильных заводов зарубежных автомобильных концернов - все это приведет к созданию новых рабочих мест для приморцев и принесет доход в казну края.

Есть возможности, которые край до настоящего времени не использовал в полной мере. На сегодняшний день свободный порт и особое географическое положение Владивостока в совокупности являются тем фактором, особую пользу от которого мы, по сути, впервые сможем использовать на все 100 % во благо Приморья и всего Дальневосточного региона. Уверена, что край эту возможность не упустит. Уверенность эта основана на нашем собственном историческом опыте и опыте наших соседей. В 2003 году Государственный совет КНР принял программу по превращению Даляня в международный транспортный центр Северо-Востока КНР, и у города открылось второе дыхание. А крупный свободный порт, с грузооборотом свыше 40 миллионов тонн в год, сделал из Даляня значительный внешнеторговый и промышленный центр страны, ВВП которого с каждым годом прирастает. Этот реальный опыт наших соседей в отдельно взятом городе, который, как и Владивосток, омывается морем с трех сторон, не мог остаться незамеченным. Политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качественная инфраструктура и снятие административных барьеров - без этого свободный порт на нашей территории был бы не возможен.

Приятно отметить, что установленный законом срок в 70 лет, на который Владивосток приобретает статус порто-франко, позволит гражданам, планирующим связать свою жизнь с Приморским краем, быть уверенными не только в своем будущем, но и в будущем своих детей. А такая уверенность – это фундамент, на котором люди строят свою жизнь в Приморье. И именно благодаря этому в наш край, как и в старые добрые времена, будут ехать люди с надеждой на новую жизнь. Жизнь, которую сможет обеспечить страна, проводящая сбалансированную внешнюю политику. И одним из ее направлений является реализация закона о свободном порте.