Бюджет по осени считают
Специально для «Владивостока» о задачах, стоящих сегодня перед владивостокскими парламентариями, рассказывает председатель Думы города Владивостока ВИТАЛИЙ СУББОТИН.
Вряд ли кто-то станет спорить, что сейчас один из самых обсуждаемых на всех уровнях власти вопросов — реформа местного самоуправления. Госдума одобрила и во втором чтении, и в целом законопроект о переносе сроков муниципальной реформы на 1 января 2009 года. Этот документ влечет за собой внесение поправок в закон о местном самоуправлении, в Бюджетный и Налоговый кодексы. Принимая поправки, депутаты подчеркнули: российские регионы должны сами определить дату запуска муниципальной реформы исходя из их готовности.
Для нас это означает: начатая еще задолго до летних каникул работа над пакетом документов, необходимых для введения в действие 131 федерального Закона «О местном самоуправлении», должна быть продолжена и завершена в определенные законом сроки. Потому что ряд новых параметров будет заложен уже в городском бюджете 2006 года.
Обсуждение внесенного администрацией города проекта бюджета начинается в комиссиях. Знаменательно, что первую сессию нынешней осени открыло обращение к депутатам главы администрации Владивостока В. Николаева, зачитавшего бюджетное послание на 2006 год. В послании определены основные направления бюджетного процесса во Владивостоке. В нем, в частности, говорится, что бюджет будущего года будет иметь социальную направленность. Предусмотрено почти пятидесятипроцентное повышение заработной платы работникам бюджетных учреждений, финансирование социальных программ, в том числе по поддержке малообеспеченных граждан. Значительные суммы предполагается потратить на ремонт дорог краевого центра — порядка 300 млн рублей. Обновление муниципального троллейбусного парка обойдется в 60 млн рублей. Восстановление освещения в жилых микрорайонах — в 20 миллионов, реализация программы восстановления горячего водоснабжения — еще в 25 миллионов.
Мы разделяем мнение главы администрации: бюджет 2006 года должен быть бюджетом развития. И его главная цель: приведение качества жизни населения в соответствие с экономическим потенциалом Владивостока. Однако передача многих расходных функций на местный уровень подразумевает использование дополнительных источников финансирования, то есть — считать бюджет по осени придется скрупулезно.
На минувшем заседании Дума города Владивостока приняла решение обратиться в Законодательное Собрание Приморского края с предложением внести дополнения и изменения в Закон Приморского края от 28.11.2003г. № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций».
Поправка городской Думы в краевой закон касается предоставления льгот по уплате налога на имущество бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета Приморского края и бюджетов муниципальных образований, в отношении имущества, являющегося собственностью Приморского края и его муниципальных образований, предназначенного для водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, освещения городских территорий, переработки мусора, хранения жидких и твердых отходов.
С 1 января 2006 года в соответствии с краевым законом «О налоге на имущество организаций», прекращает действовать льгота по уплате налога на имущество бюджетных учреждений и другого муниципального имущества. Налоговая ставка установлена краевым законом в размере 2,2 процента.
Депутаты считают, что подобные изменения негативно отразятся, прежде всего на населении, так как городской бюджет, на который теперь ложится дополнительная нагрузка, может не выдержать таких затрат. Ориентировочно цена вопроса порядка 700 млн. рублей. Депутаты городской Думы надеются, что приморские парламентарии вернут льготы по налогу на имущество для муниципальных учреждений и жилищного фонда. Как может школа, больница платить налог на имущество? А если платить налог с тепловых, электрических сетей, стоящих на балансе города, тогда нужно повышать тарифы для горожан.
Земельный налог — один из китов, на которых стоит городской бюджет. До 1 декабря текущего года муниципальные образования должны принять решение о земельном налоге. Мы не вправе менять федеральный закон, но полагаем, что решение должно быть принято на местном уровне с необходимыми уточнениями. На сентябрьском заседании документ о земельном налоге нами принят в первом чтении. Нужно, чтобы в итоге налогоплательщику был предоставлен документ, с которым ему будет удобно работать. Если не примем, у налоговых органов к 1 января не окажется тех данных, по которым они будут начислять этот налог, который, в конечном итоге, коснется каждого жителя города.
Еще один важнейший источник бюджетных поступлений — аренда муниципального имущества. Дума в трех чтениях приняла дополнения и изменения в решение Думы города Владивостока № 173 «Об утверждении величин коэффициентов, корректирующих расчет арендной платы за пользование зданиями, сооружениями, их частями, находящимися в собственности муниципального образования города Владивосток». Данное решение касается отмены льгот арендаторам, если их задолженность по арендной плате составляет более двух месяцев.
На сегодня около 40 процентов арендаторов муниципального имущества, зарегистрированных в большинстве своем как мелкие предприниматели, имеют задолженности разных сроков. И при этом каждый второй сдает арендуемые муниципальные помещения в субаренду, извлекая из этого выгоду для себя.
Принято решение не предоставлять льгот по аренде в случаях установленной самовольной сдачи муниципальных площадей в субаренду. Кстати, реально аренда после ее повышения для предпринимателей поднялась не в 10 и не в 5 раз, как об этом не раз заявлялось, а в среднем в 2 -2,5 раза. Был принят целый ряд корректирующих коэффициентов. Что же касается популярных сравнений с Хабаровском, то там ставки аренды муниципального имущества выше, чем во Владивостоке, причем ощутимо.
Муниципальной собственностью во Владивостоке пользуется порядка 20 процентов зарегистрированных представителей малого предпринимательства, и мы призываем их в дальнейшем к аккуратности в платежах. Рассматривая в своем бюджетном послании данный вопрос, глава администрации города В. Николаев отметил, что в 2006 году аренда увеличиваться не будет. Однако поддержка малого бизнеса не должна доходить до крайности, когда страдает городской бюджет.
Часто сама жизнь свидетельствует о своевременности рассмотрения Думой тех или иных вопросов. На заседании депутаты в первом чтении утвердили Положение о порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в городе Владивостоке. Документ приобретает особое звучание, поскольку его рассмотрению предшествовало обсуждение экологической обстановки и мер, предпринятых для локализации разлива нефтепродуктов в акватории Амурского залива. Город должен располагать возможностью экстренно предпринимать защитные меры, не дожидаясь, когда государственные органы или коммерческие организации подключатся к ликвидации последствий катастроф.
В четвертом квартале депутаты планируют рассмотреть вопросы о размере денежной компенсации работникам муниципальных образовательных учреждений для обеспечения их книгоиздательской продукцией; о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в городе Владивостоке; о земельном налоге; о бюджете города на 2006 год.
Также Дума рассмотрит ряд Положений, в том числе о Территориальном общественном самоуправлении, о залоговом фонде города Владивостока и другие.
Начавшаяся реформа местного самоуправления заставляет многие вещи привести в соответствие с законодательством. Обязывает людей по-новому взглянуть на собственные возможности и обязанности. Это активизация общественного сознания. Чем результативнее будет бюджетный процесс, тем больше средств может быть направлено на решение социальных задач. Бюджет — основной инструмент реализации властью своей социально-экономической политики. И депутаты, и городская администрация намерены совместно разработать систему мер, направленных на более эффективное расходование бюджетных средств. Без активного участия общественности такой контроль не будет всеобъемлющим. А ведь от того, как мы сумеем распорядиться бюджетом , зависит не только развитие города, но и качество жизни каждой отдельной семьи.