Все уважают правила, но любят исключения
На октябрьской сессии Думы города Владивостока обсуждение проекта бюджета Владивостока на 2006 год в первом чтении стало краеугольным камнем заседания. Потому что большинство рассматриваемых вопросов повестки дня, так или иначе, были с ним связаны.
На предложение поговорить о городском бюджете в процессе работы над ним председатель Думы города Владивостока Виталий Субботин откликнулся охотно.
Наверное, еще несколько лет тому назад вопросы городского бюджета вряд ли занимали умы стольких горожан. Чиновников, предпринимателей да, ну, может быть, юристов. И, пожалуй, этот пример наглядно иллюстрирует, как изменились и мы, и наша жизнь. Потому что теперь содержание городского кошелька во многом влияет на содержание семейного кошелька среднестатистического горожанина. И все большее количество людей напрямую связывает в своем восприятии эти два бюджета: муниципальный и личный.
С 1 января 2006 года на территории края и во Владивостоке частично должен вступить в силу новый федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он вносит большие изменения в существующую систему организации муниципальной власти. Расширяет не только права, но и обязанности. Скажем проще: теперь город в большей степени обязан озаботиться сбором средств на решение собственных нужд.
Принятые в первом чтении основные параметры у всех на слуху: бюджет сформирован по доходам в сумме 4,2 млрд. рублей и по расходам в сумме 4,5 млрд. рублей. Дефицит приблизительно 6 процентов. В нынешних условиях жизни бездефицитный бюджет это нечто из области пожеланий. Проблема наполнения доходной части бюджета вопрос насущный.
Один из путей пополнить муниципальный кошелек использование того, чем город располагает. С 1 января 2006 года на территории Владивостокского городского округа будет введен в действие земельный налог. Решение «О земельном налоге в городе Владивостоке» Дума приняла в трех чтениях.
Этот правовой акт соответствует главе 31 Налогового кодекса РФ, он устанавливает земельный налог, определяет его ставки и сроки уплаты, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Земельный налог в 2006 году становится одним из основных источников пополнения доходов городского бюджета. В его доходной части этот налог составляет 273,5 млн. рублей.
Исчисляться налог будет в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка. Ставка налога 0,3 от кадастровой стоимости установлена для участков, предоставленных под личное подсобное хозяйство, садоводство и огородничество, а также для занятых жилищным фондом, за исключением многоэтажных домов.
По поводу льгот по земельному налогу депутаты дискутировали долго. В итоге для земельных участков под домами многоэтажной застройки депутаты городской Думы решили снизить ставку с 0,3 до 0,2 процента от кадастровой стоимости. Также была поддержана поправка об установлении льгот по уплате налога на землю для пенсионеров.
Пресса несколько поторопилась озаботить горожан проблемами, которые возникнут в связи с уплатой налога. Дело в том, что он применим только в отношении собственников земли. Исходя из этого, большинства жителей многоквартирных домов налог коснется только через несколько лет, когда реформа ЖКХ получит преимущественное развитие.
Есть определенный психологический барьер, который большинству из нас трудно преодолеть. В условиях рыночной экономики все, из чего состоит наша жизнь, приобретает свою цену. Даже то, что вчера было бесплатным.
И здесь мне хочется провести параллель с другим решением, принятым на том же заседании. О том, что теперь за содержание ребенка в детском саду родителям придется платить почти в два раза больше, чем раньше, то есть тысячу рублей. Принятие данного решения было вызвано объективной необходимостью улучшить питание детей, поскольку родительских денег хватало только на половину меню, на котором настаивают медики.
Содержание ребенка в детском саду совместно оплачивают родители и городской бюджет. 85 процентов родительских денег идет на питание, остальное на хозяйственные нужды. Но при этом не стоит забывать, что ремонт здания, зарплата сотрудникам, покупка оборудования и многое другое это деньги из городского бюджета. Кстати, в Хабаровске оплата за детский сад составляет 1100 рублей, на Камчатке более двух тысяч.
Понимая, что в городе почти 16 тысяч детей посещают детских сады, мы постарались максимально учесть интересы и студентов, и многодетных родителей, и опекунов. Но сделать льготниками всех по оплате за детский сад, или за пользование городской землей нельзя. То есть взаимосвязь предельно проста: чем больше собрали денег по налогам, тем более весомым станет дотирование социальных программ и всего того, что делает жизнь горожанина легче и приятнее. И наоборот, если уход от налогов станет массовым.
В трех чтениях Дума города Владивостока приняла решение о введении в действие с 1 января 2006 года на территории краевого центра системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для определенных видов предпринимательской деятельности, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Документ определяет виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД. Установлены значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2, влияющего на конечную ставку налога.
Дума учла совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в зависимости от ассортимента товаров и услуг, сезонности, времени работы. Так для продавцов ряда непродовольственных товаров установлен коэффициент 0,27 вместо предлагавшегося раньше 0,6. Снижение вызвано тем, что речь идет о таких товарах, как моющие и чистящие средства, предметы гигиены и другие недорогие товары массового повседневного спроса.
Наряду с земельным налогом, ЕНВД в будущем году станет одним из основных источников пополнения доходов городского бюджета. Планируется, что в доходной части это составит 325,4 млн. рублей.
Уже первое чтение проекта бюджета на 2006-й год выявило вновь проблемы, о которых депутаты высказывались многократно. С одной стороны, бюджет Владивостока на будущий год должен быть бюджетом развития, способствовать повышению уровня жизни горожан. С другой, совершенно очевидно, что бюджетная обеспеченность других муниципальных образований Приморского края выше, чем города Владивостока, в расчете на одного жителя. А, кроме того, никто не снимал со столицы Приморья представительских функций, которые обходятся бюджету города в круглые суммы, которые ничем не компенсируются.
Муниципальная реформа, в идее, призвана сделать людей собственниками там, где они живут. Местное самоуправление предусматривает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, правила землепользования. Все это большая коллективная ответственность, привыкание к которой пока идет трудно.