131-й закон: Дума Владивостока работает благодаря и вопреки ему

напечатать
22 февраля 2006
Предлагаем вашему вниманию интервью корреспондента «ВИП» с заместителем председателя думы города Владивостока Гле¬бом Львовичем Клоковым.

— Глеб Львович, расскажите, что сейчас больше всего заботит депутатов городского представительного органа?

— Пожалуй, это — реализация федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», или попросту 131 закона. Как известно, Госдума приняла решение, из которого следует, что нашумевший закон в полном объеме вступит в силу только в 2009 году. Со своей стороны Законодательное собрание и администрация края поспешили сообщить, что Приморье к вступлению закона уже готово.

Справедливость такого заявления лично у меня вызывает большое сомнение. Думается, на данный момент, ни один регион нашей страны к этой реформе в полной мере не готов. Взять хотя бы необходимые для проведения реформы кадры. Ведь увеличение аппарата чиновников пройдет в каждом населенном пункте, где должна создаваться своя администрация, дума или поселковый совет.

Большие изменения ждут и Думу Владивостока. Ныне в ее состав входят 25 депутатов. По 131 закону их число должно увеличиться до 35 человек. Но по новому закону на постоянной основе остается работать только 10 процентов от их числа! Далее. Правительство и Госдума на словах ратуют за то, чтобы больше дать полномочий органам местного самоуправления, то же самое говорит и президент, что, в общем-то, правильно. А с другой стороны нас здорово ограничили, отобрав очень много полномочий. Так, с 1 января депутаты городской Думы практически лишились своего статуса.

— Почему?

— Потому что такое решение приняло Законодательное собрание Приморского края. Ранее наш статус был расписан очень подробно, начиная с того, что мы можем обращаться в любые инстанции, на любой уровень власти, писать свои запросы и т. д. Сейчас в этом плане нас ограничили. Более того, с 1 января мы все получили предписания о своем увольнении. Отныне большинство депутатов гордумы не смогут работать на освобожденной основе. Таковых остается всего три человека. Мы оказались в своеобразном правовом вакууме, до конца не понимаем, как нам дальше работать.

Все вышесказанное — отнюдь не жалоба на тяжелую жизнь депутата гордумы, речь идет о несовершенстве 131 закона, о несоответствии того, что хотели сделать, и что на самом деле получилось.

К недостаткам нового закона, как уже было сказано, можно отнести то, что статус депутата местного самоуправления остается, но он очень узок, тогда как раньше этот самый статус был расписан очень широко. При этом нужно учесть, что рядовой чиновник сегодня не перестает быть буквоедом, он берет текст нового закона и спрашивает: «Вы кто? Депутат города? Извините, идите в очередь становитесь. Депутатский запрос? Через три месяца ответим». То есть получается, что на сегодняшний день Дума у нас становится кукольной. Вроде даже и не представительный орган власти. Впрочем, в ближайшее время мы хотим провести заседание, на котором намерены внести поправку в решение Законодательного собрания края. Наша мотивировка такова: раз новый закон вступает в силу с 2009 года, то пока можно опираться на прежнее положение, по которому, кстати, нынешние депутаты и были избраны. Ведь мы пришли в Думу по старому закону, а в процессе игры правила не должны меняться.

Сложность ситуации в том, что многие депутаты, которые работают в Думе на постоянной основе, отнюдь не бизнесмены. Можно понять их реакцию, когда им выдали предписания, чтобы они готовились с 1 марта к увольнению. Замечу; на освобожденной основе в гордуме работают 24 человека. Комиссии у нас были сформированы полноценные — от шести до 20 человек в каждой. Отработана схема принятия решений: аппарат Думы готовит документы, депутаты с ними работают, после чего выходят на комиссии и комитеты. Там их предложения проверяются, в них делаются поправки, и уже готовый проект выдвигается на заседание Думы, которое у нас проходит не реже одного раза в месяц. И в таком режиме мы работали весь, 2005 год именно в связи с тем, что 131-й закон подразумевает принятие огромного количества документов: начиная от пожарной безопасности и заканчивая главным финансовым документом — бюджетом, по которому сегодня живет город.

— Кстати, о бюджете. Как бы вы сами оценили его содержание?

— Не всем понравился принятый нами бюджет, а депутатам, может быть, особенно, так как нам очевидны его слабые стороны. Опять же 131 закон ограничил депутатов городской думы в праве распоряжаться некоторыми статьями бюджета. Нам оставили всего около четырех, правда, основных статей, которые его формируют. Поэтому в этом году, как, впрочем, и в прошлом, бюджет Владивостока получился дефицитным. В отличие от краевого бюджета, который, как было заявлено, будет профицитным. Однако ни одной дополнительной копейки Владивосток «из края» не получит, хотя всем очевидно, что для нормального исполнения бюджета требуется всего-то немногим более 300 миллионов рублей. Из-за недостатка этих средств в бюджете появились прорехи, которые мы и пытались залатать. Хотя по 131 закону часть той финансовой нагрузки, которая лежала на бюджете города, передали «в край». С одной стороны это — хорошо, а с другой — финансовых средств у нас стало намного меньше.

— Как будете выкручиваться?

— В первую очередь, за счет обязательной приватизации городского имущества, которую оговаривает все тот же новый закон, и к которой отношение также неоднозначное. Продав недвижимость, мы избавляемся от необходимости платить за нее налоги, получаем в бюджет дополнительные средства. Но акция эта, понятно, одномоментная. Продали, деньги получили, истратили. Как будем дальше жить, пока предположить сложно.

-Но ведь при наличии политической воли можно попытаться найти общий язык с краевым руководством…

— Можно. Но сделать это не всегда просто. Так, например, серьезная баталия у нас вышла с краевой властью по поводу налога на имущество в 2005 году. Тогда в краевой администрации сказали: налог будет два процента. Под этот налог попадало социально значимое имущество, которое находится в городе: школы, детские сады, больницы и т. д. Понятно, что налог надо платить, но ведь нельзя забывать, что это социальные объекты. До последнего времени во всех регионах нашей страны, начиная от Москвы и заканчивая Камчаткой, этот налог являлся федеральным, и по нему была льгота. В результате проведенной нами работы, с огромным трудом, при торге, как на базаре, при поддержке главы администрации Владивостока социальные объекты от непомерного налогообложения были освобождены.

— Так, мэр поддержал депутатов?

— В этом был его прямой интерес. Представляете, нужно было платить около миллиарда рублей налогов, а у нас городской бюджет всего три миллиарда. Повторюсь, мы провели большую работу, участвовали в заседаниях и «круглых столах» Законодательного собрания. И все-таки добились того, что налог для социальных объектов составил всего 0,01 процента. По городу сумма исчисляется 15—20 миллионами рублей, впрочем, это тоже серьезные деньги.

— Городской бюджет мог бы серьезно пополниться за счет развития малого и среднего бизнеса. Имеют ли в виду этот пока скрытый потенциал депутаты Думы?

— Что такое отношение малого или среднего бизнеса и городской Думы? Практически у нас точек соприкосновения нет. Может быть, единственная — это арендная плата за помещения. Действительно, в свое время мы подняли арендную плату, за что были заклеймены как душители предпринимательства, но это была вынужденная мера. Дело в том, что предыдущий глава администрации позаключал договоры, которые плодили псевдобизнесменов, которые понабрали городского имущества по цене один-два доллара за квадратный метр, а потом сдавали в субаренду по 20 долларов. Получился хороший бизнес: сидишь себе и сдаешь помещения в субаренду, а тебе приносят деньги. Когда мы начали проверять всю эту систему, то просто ужаснулись. Практически 70 процентов имущества города было задействовано как раз на таких условиях.

К нам приходили, жаловались, но, замечу, одни и те же люди количеством 10—15 человек, потому что прочие их коллеги уже работали в других условиях, будучи собственниками. Бизнесмены, у которых есть имущество, уже сами его сдавали. Это их устраивало. А те, кто сдавал городское имущество в субаренду, понятно, заволновались. Не беру детские спортивные школы и тому подобные учреждения. В их случае мы собирались, принимали решения и давали льготу, намного уменьшали платежи. Кстати, для некоторых заведений арендная плата становилась даже ниже. Но по большому счету, помощь малому бизнесу — это не наша компетенция. Ни мы, ни город не имеет право его кредитовать, давать какие-то льготы, кроме как на арендную плату

— Чем депутаты гордумы намерены заняться в ближайшее время?

— Дел разных много. Так, в связи с недавним пожаром, который повлек жуткие последствия, нами рассматривается проект постановления о добровольных пожарных дружинах (ДПД). Он сейчас принят в первом чтении. Мы пытаемся создать некий аналог добровольных народных дружин. Создание ДПД позволит улучшить ситуацию. Порой люди проходят и не замечают или не знают, что нарушается противопожарные правила, а когда появятся люди, прошедшие соответствующую подготовку, возможно, нам будет жить спокойней.

— Какие вопросы социальной политики сейчас рассматриваются гордумой?

— Мы подготовили и единогласно проголосовали за обращение в Законодательное Собрание края по поводу зарплаты учителей. Недавно к нам обратились представители горкома сотрудников образования по поводу того, что 30-процентное повышение зарплаты, которое обещали президент и правительство, не исполняется.

Мы обратились к прокурору края по поводу невыплаты квалификационных надбавок. Им было сделано соответствующее предписание, но губернатор исполнил его только в той части, которая касается надбавок учителям 12,13 и 14 разрядов. У нас педагоги трудятся не только в общеобразовательных школах, но и в школах-интернатах, школах-садах, есть завучи, психологи, — они таких надбавок не получают. И мы в своем обращении к депутатам ЗС вышли с предложением не разделять учителей.

Кроме того, недавним решением Думы восемь тысяч детей из малообеспеченных семей получают и будут получать горячее питание.

Заметим, ранее его получали только три тысячи детей. Как видим, количество малоимущих во Владивостоке растет.

Также планируется рассмотреть вопрос о внесении изменений в решение Думы от 2005 года в системе налогообложении в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. То есть, в основном идет подчистка того, что мы не доделали в прошлом году, так сказать, работа над ошибками в законодательстве.

В этой связи запомнилось недавнее выступление спикера Совета Федерации Сергея Миронова, в котором он сказал, что сначала надо принять закон, который бы регламентировал правила принятия закона. Действительно, нельзя принимать какие-то законодательные акты в Госдуме или постановления гордумы сразу в трех чтениях. Примером может служить закон о монетизации льгот, в связи с поспешным принятием которого возникло много проблем. Зачем нужна была спешка, понять невозможно. Отчитались регионы: все нормально. Где ж нормально, если народ выходит на улицу? А потом уже принятые законы приходится дополнять, изменять.