Г. Ахоян: «Приватизация городского имущества подолжится»

напечатать
22 марта 2006
О проблемах, связанных с реализацией программы приватизации муниципальной собственности в текущем году, и вопросах арендной платы за землю и городское имущество корреспонденту «ВИП» рассказывает депутат думы Владивостока, председатель постоянной комиссии по экономической политике и муниципальной собственности Галуст Ахоян.

— Галуст Цолакович, известно, что программа приватизации муниципальной собственности на 2006 год городской думой уже давно принята. Когда же начнутся первые торги?

— Действительно, эта программа принята еще в минувшем году. А первые торги постановлением главы администрации Владивостока были назначены на 9 и 14 февраля 2006 года. На них предполагалось выставить около 25 объектов. Но по известным причинам, из-за ареста руководителя городского агентства по продаже муниципальной собственности, выполнение программы было приостановлено. Сейчас никто точно не сможет сказать, как долго продлится означенный мораторий. Думаю, после выяснения всех обстоятельств дела торги возобновятся. Во всяком случае, от депутатского корпуса в решение этого вопроса мало что зависит. Ведь мы принимаем только программу приватизации, а ее выполнение — в компетенции главы городской администрации.

— Программа приостановлена, но не отменена, а потому, наверное, мы вправе говорить о ее конкретном наполнении. Например, давайте уточним, оговариваются ли в ней какие-то преференции для малого бизнеса?

— Программа приватизации в нашем городе принята в соответствии с Федеральным 131-м законом «О местном самоуправлении», который частично, пока не по всем пунктам, вступил в силу с 1 января 2006 года. Согласно этому закону муниципалитет, в данном случае — город Владивосток, до 2009 года должен избавиться от несвойственных ему функций, продать все помещения и здания, которые не помогают исполнять властные полномочия. Что касается малого бизнеса, то Федеральный закон никак не оговаривает для него какие-то преференции. Правила же проведения торгов — очень просты: кто больше даст денег, тот и станет владельцем бывшей муниципальной недвижимости. Все участвуют в торгах на общих основаниях. Со своей стороны могу сказать, что никаких документов насчет привилегий для малого бизнеса в ходе приватизации муниципального имущества лично мне пока обнаружить не удалось. Нет их и на сайте Государственной думы. Правда, ходят слухи, что якобы в ее недрах рассматривается вопрос о предоставлении преимущественного права приобретения по рыночной стоимости объектов недвижимости малыми предприятиями, которые занимают муниципальные помещения. Но пока никаких конкретных решений принято не было ни Законодательным собранием Приморья, ни Госдумой. Поэтому депутаты городской думы просто обязаны следовать указаниям федерального законодательства.

— Думой города разработана новая методика расчета арендной платы за землю. Чем была вызвана необходимость внесения изменений?

— Это — требование нового Земельного кодекса, который вступил в действие с 1 января 2006 года. Раньше, когда мы рассчитывали арендную плату по старой методике, за основу брался базовый коэффициент, который вычислялся как усредненная величина всех базовых коэффициентов, которые были присвоены соответствующим зонам. С 1 января в обиход вошло такое понятие как кадастровая стоимость земли. Соответственно и налог на землю высчитывается, исходя из кадастровой стоимости земли. Как и положено, депутаты в новой методике расчета за основу взяли ее кадастровую стоимость. То есть методикам была приведена в соответствие с федеральным законодательством.

— Так в какую сторону — увеличения или уменьшения — теперь изменится арендная плата за городскую землю?

— Мы приняли базовые понятия, а выше или ниже станет плата, зависит от присвоенных функциональных коэффициентов. То есть одни коэффициенты будут приняты для строителей, вторые — для предприятий торговли, третьи — для коммунальщиков и т. д. Все будет зависеть от рода деятельности арендаторов. Дальше — все просто. Если коэффициент высокий, то арендная плата за землю получится высокой и наоборот. Замечу, что упомянутые коэффициенты присваивает глава администрации.

— Давайте теперь поговорим о ставках на аренду муниципальной собственности. Например, объясните, почему такая разница с Хабаровском? Там плата за аренду муниципального помещения в этом году выросла в семь раз, а у нас — в десять?

— Вопрос неоднозначный. Ответьте, а увеличение аренды в семь раз, как в Хабаровске, это хорошо или плохо? Ведь семь — это тоже много. Если взять конкретные цифры, то мы увидим, что раньше за помещение в центре Владивостока арендаторы платили от трех до 10 условных единиц за квадратный метр. Понятно, что 100 или 300 рублей за аренду одного квадратного метра — это очень мало. Поэтому и было принято решение о повышении арендной платы. Сейчас самая высокая арендная плата, в центре города, получилась 600—700 рублей за квадратный метр. Подвальные и цокольные помещения имеют понижающий коэффициент, арендная плата в них примерно на 30 процентов ниже. При определении арендной платы учитываются и зональные коэффициенты, чем дальше от центра города, тем она ниже.

— Кроме того, какие-то корректирующие коэффициенты были введены и для детских учреждений…

— Когда депутаты городской думы принимали методику расчета арендной платы за муниципальные помещения, то предусмотрели различные льготы отдельным категориям населения. Сюда вошли и детские спортивные, оздоровительные и общеобразовательные учреждения. Такое решение было направлено на популяризацию детского спорта. Депутаты имели в виду, что льготы будут даваться только тем помещениям, которые арендуют детские организации, и там действительно занимаются дети. Дело в том, что некоторые предприниматели хотели попасть под эту категорию, организовав, например, фешенебельный фитнес-клуб, ведь льготы на самом деле предусмотрены очень значительные — арендная плата устанавливается раз в 20 ниже обычной. Так что депутаты держали ухо востро, и когда к нам подходили представители предприятий, которые вроде бы и занимаются спортом, но детей там очень мало или вовсе нет, то мы объясняли, что льгота дается только профильным детским организациям.

— Знаю, что Вы были инициатором принятия постановления о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью. В чем состоит необходимость принятия такого документа?

— Определенного соответствующим постановлением порядка распоряжения и управления городской собственностью до сих пор не существовало, поэтому мы и решили его установить. В проекте этого положения все подробно прописано: какие права имеет глава администрации города, какие — дума. То есть дума должна принимать «правила игры», а администрация — им следовать.

Проект этого постановления депутаты обсуждали на недавнем заседании думы, но пока его не приняли, потому что поступили дополнительные поправки из городской прокуратуры и администрации Владивостока. Мы рассмотрим полученные поправки, и, думаю, что решение будет принято уже на следующей сессии.

— Вернемся к тому, с чего начали, то есть процедуре приватизации муниципальной собственности. Как известно, ее порядок несколько изменился: ранее предусматривался четырехмесячный срок для внесения предложений в программу приватизации. Как будет обстоять дело теперь?

— Действительно, согласно старому положению, принятому еще в 1993 году, программу приватизации муниципальной собственности на очередной год городская администрация должна была внести в думу за четыре месяца до отчетного периода. Но выяснилось, что таких норм не существует нигде. Программа приватизации всегда вносится на рассмотрение представительного органа вместе с проектом бюджета. Администрация города и попросила депутатов убрать старую норму, которая стала определенным препятствием, и мы пошли навстречу.