Общественные слушания: кончай базар!

напечатать
22 апреля 2006
Общественные слушания – одна из новых форм местного самоуправления, которую оговаривает вступивший недавно в силу 131-й федеральный закон. Владивосток стал одним из первых муниципальных образований, где она была взята на вооружение. О первом опыте проведения общественных слушаний корреспонденту «ВИП» рассказывает депутат Думы города Владивостока Александр Гаврилов.

— С 1 января 2006 года вступил в силу 131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с этим законодательным актом федеральная власть намеревается привлечь население РФ к активному участию в решении местных вопросов в городах и поселениях нашей страны. Перечень проблем, в решении которых население призвано принять деятельное участие, немал. Все они связаны с организацией и обеспечением населения нормальными условиями для жизни на территории муниципального образования и касаются здравоохранения, образования, ЖКХ, других сторон нашей жизни. Это с одно стороны. С другой стороны федеральная власть заставляет местную власть не только информировать населения о своих планах, но и учитывать мнение жителей при исполнении назначенных полномочий, отчитываться за их исполнение. Цель тут, на мой взгляд, простая — снизать напряжение в обществе, уменьшить количество митингов и демонстрацией. То есть решать все вопросы цивилизованно, за круглым столом. Спокойно выслушать мнение и соответствующим образом на него отреагировать, а потом проинформировать население, как с его мнением посчиталась власть при подготовке и исполнении нормативных актов. С этой целью 131-й закон дает право населению участвовать в осуществлении местного самоуправления через участие в местных референдумах, выборах, публичных слушаниях, собраниях, конференциях граждан. А местную власть обязывает содействовать проведению и организовывать эти мероприятия на территории муниципального образования.

Как реализуется это право, можно рассмотреть на примере публичных слушаний, которые недавно прошли во Владивостоке. Первое публичное слушание прошло в конце января 2006 года в зале заседаний думы на Суханова, 3, и было посвящено вопросам внесения изменений в Устав города. Но обсуждавшиеся вопросы не касались напрямую всего населения. Они были связаны с регламентацией деятельности горизбиркома, работы самих депутатов в связи с изменениями в законодательстве.

Второе публичное слушание мы провели 11 апреля, в кинотеатре «Нептун». Вопрос был действительно очень интересный и касался всех жителей Владивостока — это утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального образования города Владивосток за 2005 год.

— Но давайте сначала подробнее остановимся на процедуре и целях публичных слушаний как таковых. Вообще, какие городские проблемы достойны того, чтобы быть вынесенными на них?

— Цель проведения публичных слушаний — это выявление общественного мнения по обсуждаемым вопросам, подготовка предложений и рекомендаций по обсуждаемым проблемам для формирования необходимых нормативных актов. Итоги решений, принятых на публичных слушаниях, для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер. Но вопросы, которые обсуждались на слушаниях, обязательно должны после этого рассматриваться на заседании Думы или городской администрации и по ним обязательно должно быть принято решение, о сути которого население информируется.

Для того чтобы местная власть произвольно не выбирала, какие вопросы выносить на публичные слушания, а какие решать кулуарно, российское законодательство определило жесткий перечень вопросов, по которым местная власть не может принимать нормативные акты, пока они не будут обсуждены на публичных слушаниях. К таковым отнесены такие вопросы как Устав города, проект городского бюджета и отчет о его исполнении. То есть отчет Дума не может принять без проведения публичных слушаний. Повторюсь, федеральная власть заставляет местную, чтобы та отчиталась и приняла отчеты, чтобы население воочию убедилось, как исполнен бюджет, какие есть замечания и предложения по его исполнению. Кроме того, непременно должен пройти процедуру слушаний проект генерального плана развития муниципального образования, в нашем случае — города. Пока во Владивостоке нет генерального плана, но его ждут обязательные публичные слушания. Дума не может утвердить генеральный план, хотя это ее исключительное полномочие, пока не пройдут по этому вопросу публичные слушания с участием горожан, общественных организаций, объединений. Также на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования. И очень важный вопрос — использование земельных участков и объектов капитального строительства, что, кстати, очень актуально для Владивостока. Ведь застройка в нашем городе идет хаотично, забираются и осваиваются в центре города участки, которые не должны осваиваться. Это скверы, парки, прочие рекреационные участки и зоны. «Садится» новострой на действующие сети и коммуникации, перегружая их и создавая жителям уже сложившихся микрорайонов много неудобств. Все названные вопросы в обязательном порядке выносятся на публичные слушания. Власть не имеет право принимать решения, не обсудив их с населением.

— Спешат ли жители Владивостока воспользоваться представившейся возможностью поучаствовать в судьбе родного города?

— Не очень. На мой взгляд, ни власть, ни население в полной мере к этому не готово. Хорошие намерения продекларированы, но создается впечатление, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Федеральный закон для местной власти предусмотрел обязательства, дал полномочия населения участвовать в принятие решений, но анализируя то, как прошли публичные слушания, приходишь к выводу, что написано хорошо, но в жизни получается отнюдь не по писанному. В процессе проведения публичных слушаний проявилась поразительная пассивность общественности, населения. Особенно по вопросу об отчете по бюджету 2005 года. Хотя все формальности были соблюдены: за 40 дней опубликовали объявление о проведении публичных слушаний, их дате и месте. Выпущено несколько тысяч экземпляров отчета по исполнению бюджета. За 30 дней сообщили, какие будут обсуждаться вопросы, каков порядок их обсуждения, куда обращаться с предложениями. Фактически в комиссию по проведению публичных слушаний поступило всего четыре экспертных предложения с замечаниями и предложениями по исполнению бюджета. На слушаниях выступил доцент из университета, представитель от политической партии и представитель от краевой общественной организации. Так что можно было убедиться в том, что до создания гражданского общества нам еще очень далеко. Пассивность в вопросах, которые, казалось бы, должны всех интересовать, можно объяснить только тем, что это только начало процесса. Люди еще мало знают о том, что появился новый рычаг общественного воздействия на местную власть. Кроме того, на мой взгляд, у нас нет пока партнерского доверия между населением и властью. Власть старается отчитаться без большой головной боли, а население сильно не рвется на эту встречу, потому что, с одной стороны, не готово сформулировать свои предложения, а с другой не очень доверяет местной власти.

Какие-то выводы из первого опыта депутаты сделали?

— Да. После проведения двух публичных слушаний у нас появился небольшой опыт. Мы приняли решение внести изменения в сам порядок проведения публичных слушаний, упростить его. Так, объявление о предстоящем мероприятии будет делаться уже не за 40 (все равно забудется), а за 20 дней. Также мы сделали более доступной и простой процедуру подачи заявлений для горожан, юридических лиц, общественных организаций. Вообще, Дума Владивостока за последний год создала пакет нормативных актов, которые позволяют населению более активно влиять на принятие местной властью — городской администрацией, Думой — решений. К сожалению, общественные некоммерческие организации не используют эти возможности в полной мере. А мнение горожан всегда весьма уместно знать. В качестве примера можно привести недавний нормативный акт, касающийся порядка организации работы муниципальных кладбищ. В нем депутаты предоставили возможность муниципальным предприятиям по согласованию с администрацией принимать решения по платному проезду по территории кладбищ в определенных ситуациях. Как показала практика, это было ошибочное решение. Муниципальное предприятие «Некрополь» превысило свои полномочия, установив платный проезд на кладбище. Согласовано оно с администрацией или нет, не известно. Но администрация после многочисленных жалоб горожан отменила платный проезд. Это только один из примеров.

Есть и другие нормативные акты, которые мы принимаем, но если в работе они не дают ожидаемого эффекта, и мы вносим в них изменения.

— Кто призван организовать публичные слушания?

— Процедура публичных слушаний прописана таким образом, что для их проведения создается комиссия из трех депутатов и трех представителей администрации города. Задача ее — организовать проведение публичных слушаний: проинформировать, подготовить необходимые документы, определить место, организовать саму встречу.

Мы приглашаем общественные организации, население участвовать в роли экспертов. Принять участие в обсуждении вынесенных на слушания вопросов могут все желающие. Есть один нюанс. Население может принимать участие в обсуждении, если подаст свои предложения письменно. Я не говорю, что это правильно, но чтобы не превратить слушания в митинг, это ограничение необходимо. То есть если ты заранее внес конкретное предложение, то давай его будем обсуждать, если не внес и просто хочешь выговориться, то это другая форма — собрание. А публичные слушания специально регламентируются, чтобы побудить граждан вносить свои предложения организованно и четко сформулированные.

По итогам публичных слушаний принимается итоговый документ, в котором дается оценка нормативному акту. Итоговый документ принимается по результатам голосования экспертов. После этого он направляется в Думу или администрацию города в зависимости от того, кто эти слушания организовывал, где с учетом рекомендаций и замечаний, отраженных в итоговом документе, принимается окончательное решение по данному вопросу.

— Экспертом может стать человек с улицы?

— Вполне. Но в законе прописано одно условие, что эксперт должен представлять группу граждан, которой необходимо собрать 100 подписей. Например, жильцы хотят воспротивиться строительству здания рядом с их домом. Тогда они должны внести свое предложение, подписанное жильцами, на публичные слушания. Застройщик не будет иметь права начать возведение здания, пока вопрос не пройдет процедуру публичных слушаний. Экспертные замечания, выданные в ходе публичных слушаний, имеют исключительно рекомендательный характер. Но местная власть обязана их рассмотреть, а если откажет, то непременно с понятной мотивировкой, в рамках действующего законодательства.

Думаю, перспектива у публичных слушаний хорошая. Ведь сегодня люди выходят к забору или перекрывают улицу, чтобы заставить власть обратить внимание на свои проблемы. Публичные слушания — другая, более цивилизованная форма общения с властью.

Если стройку начали сейчас, а очередное заседание, как вы говорите, нужно готовить 40 дней…

Ну, во-первых, срок подготовки слушаний мы сократили до 20 дней, чтобы процесс ускорить. Во-вторых, с момента подачи ходатайства от группы жителей или общественных организаций по установленной форме до получения результатов публичных слушаний, либо до мотивированного отклонения ходатайства не допускается принятия нормативного акта администрацией города, Думой. В связи с этим очень важно вовремя и оперативно оформлять ходатайство.