А. Юртаев: «Владивостоку не хватает Нонн Мордюковых»

напечатать
10 мая 2006
Вопросам реализации реформы местного самоуправления в условиях Владивостока и Приморского края посвящена беседа корреспондента «ВИП» с депутатом думы города Владивостока Александром Юртаевым .

— Александр Григорьевич, по вашему мнению, повод заговорить о насущной необходимости реформы местного самоуправления возник только в связи с принятием нашумевшего 131-го федерального закона?

— До этого закона был другой правовой акт — 154-й федеральный закон «Об основных принципах организации местного самоуправления», принятый в 1995 году. В том и другом законе была и осталась глава 27, касающаяся развития территориального общественного самоуправления (ТОС). И тогда и сейчас ТОС называлось основным инструментом для самоорганизации граждан с целью решения насущных проблем проживания.

— Но этот «инструмент» по-прежнему оказывается невостребованным, по крайне мере, у нас, в Приморье?

— Пока принимался 131-й закон, уже вышел Жилищный кодекс. Получилось так, что упомянутый закон готовила администрация президента России. А жилищную реформу, то есть Жилищный кодекс, готовило правительство. Так вот с учетом некоторого недопонимания со стороны высокопоставленных чиновников получилась путаница, как говорится, телегу поставили впереди лошади. На мой взгляд, для того, чтобы проводить жилищно-коммунальную реформу, прежде нужно было разобраться с реформой местного самоуправления, повсеместно организовывать ТОСы. Кстати, это — прямая обязанность администраций всех уровней. А как иначе? Закон вышел, его нужно исполнять.

К сожалению, на уровне субъекта федерации не было принято никакого правового акта , хотя мы, депутаты городской думы, вместе с центром организации ТОС просили коллег из Законодательного собрания Приморского края принять закон о развитии и поддержке территориального общественного самоуправления. Если бы такой закон существовал, то глава администрации Владивостока был бы не просто заинтересован, но и обязан его выполнять.

Проблема нашей страны не в том, что у нас мало законов, а в том, что они не выполняются. Если бы сегодня мы имели, в том числе и жесткий контроль за исполнением закона о реформе местного самоуправления, и у нас, как, например, в Новосибирске, были созданы ТОСы, которые позволили бы на деле начать двигать и реформу жилищно-коммунальную. Потому что реформа административная, как уже было сказано, непосредственно связана с реформой коммунальной.

— Может быть, реформа местного самоуправления у нас не идет, в том числе и из-за пассивности населения?

— Действительно у многих сограждан слово «реформа» вызывает опасение, но на самом деле реформа для населения — это благо. Потому что если предпринять те шаги, которые предлагается новым законом, то населению жить станет намного легче.

Но люди многих вещей просто не знают, они не информированы! Никакой просветительской работы с этими людьми никто кроме общественных организаций не ведет.

А в это время появляются ребята без совести, которые предлагают в старых домах создавать товарищества собственников жилья (ТСЖ), ссылаясь на ТОСы, хотя это совершенно разные вещи: одно понятие из сферы жилищно-коммунальной реформы, а другое — из административной.

— Действительно, не каждый разберется в новомодных аббревиатурах…

— Если говорить максимально доступно, то ТОСы, в хорошем смысле слова, — это домоуправы, домовые комитеты, которые были при Советской власти.

Те самые Нонны Мордюковы из кинофильма «Бриллиантовая рука», которые вместе с исполнительной властью занимались благоустройством территории, «садики садили», строили спортивные и концертные площадки. Но главное — представители домкомов контролировали качество услуг, предоставляемых коммунальщиками, в случае чего, составляли акты. Как правило, люди этим занимались на общественных началах.

— По такой логике, в плане реформы ЖКХ, нам нужны не управляющие компании, а прежние ЖЭУ?

— Почему нет? Прежде, в советский период, житель с одной жировкой, где было и отопление, и вода, и свет, и коммунальные услуги приходил в ЖЭУ и все разом оплачивал. Чем ЖЭУ не управляющая компания, к тому же расположенная рядом с домом? В той системе, которая была, ЖЭУ создавались административным ресурсом. Этот ресурс их и контролировал с одной стороны, а жители — с другой стороны. Если качественная услуга своевременно не была предоставлена, то житель ничего не платил, пока ее не отрегулируют.

То же самое сегодня и предлагается сделать.

Если на уровне региональной власти такая воля будет (вопрос не касается федерации в целом, потому что в отдельно стоящем и уже упоминавшемся мной городе Новосибирске сегодня 14 тысяч зарегистрированных ТОСов), реформа местного самоуправления двинется. Но для этого Законодательное собрание края, губернатор не должны стоять в стороне от реформы, не ограничиваться созданием с помощью нормативно-правовых актов поселковых советов и границ округов. Если территориально-общественные самоуправления — стержень реформы, то будь добр, сделай так, чтобы их стало больше.

Если будут организованы ТОСы, то через них с выгодой для населения, а не какого-то чиновника, можно будет выбрать управляющую компания. Новая система подразумевает сбор денег на текущее содержание жилья, на капремонт, и передачу их в управляющую компанию, которая эти деньги тратит с выгодой для компании, но и в первую очередь с выгодой для населения. Здесь открывается огромные перспективы для малого и среднего предпринимательства. Их (предпринимателей) сюда и надо подтягивать, обслуживание жилого фонда должно стать их вотчиной. Управляющая компания не должна быть одна на 20 тысяч населения, например, бухты Тихой. Их должно быть минимум пять- семь на микрорайон В данной ситуации обслуживающих предприятий нужно привлечь больше, предложить предпринимателям поучаствовать в этом выгодном деле. Ведь маленькая четыхподъездная пятиэтажка только за текущее содержание собирает порядка 40 тысяч рублей в месяц. (Мы сейчас не берем отопление, воду, свет и т. д.) Предприниматель начинает по поручению жильцов управлять этим домом, получает оборотные средства, которые вкладывает в развитие, например, установку теплосчетчиков на дом, ставит приборы регуляции подачи воды, которые дают экономию до 30 процентов. Это и будет реформа ЖКХ — понятная услуга за деньги, которые человек платит. А сейчас мы ее не видим.

— Какие, на ваш взгляд, очередные шаги должна предпринять региональная власть в плане реализации реформы местного самоуправления?

— Кроме того, что максимально быстро должен быть принят закон Приморского края о поддержке и развитии территориально-общественного самоуправления, в нем необходимо предусмотреть средства на информационную политику. Из краевого бюджета должны выделяться деньги на выпуск телевизионных передач, специальную литературу для просвещения населения, создание грантов, позволяющих стимулировать просветительскую деятельность общественных организаций, которые будут работать на жилмассивах и объяснять людям, что такое общественное самоуправление, как следует самоорганизоваться, провести собрание.

Городская власть, имея обращения жильцов, и сама должна заняться организацией ТОСов. У нас в городе было пять районов. Теперь их нет. Таким образом, территория Первомайки со 180 тысячами населения, как город Южно-Сахалинск или Находка, осталась без управления, или, как говорится, административного сервиса. А люди, которые бы занимались организацией местного самоуправления в районах, просто необходимы.

Помимо этого в бюджете города Владивостока должны быть обязательно предусмотрены программы ремонта жилищного фонда, внутриквартальных дорог, лифтов, обустройства детских площадок и других программ по предложению жителей города и ТОСов, тогда и будет порядок.