Публичные слушания: давайте поговорим!

напечатать
23 мая 2006. Владивосток
Общественные слушания — одна из новых форм местного самоуправления, которую предусматривает 131-й федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
О первом опыте проведения общественных слушаний во Владивостоке рассказывает депутат Думы города Владивостока Александр Гаврилов.

— С 1 января 2006 года вступил в силу федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ним федеральная власть намеревается привлечь население к активному участию в решении местных вопросов в городах и поселениях нашей страны. Одной из форм участия граждан в осуществлении местного самоуправления являются публичные слушания. Первые публичные слушания состоялись во Владивостоке в конце января 2006 года и посвящались внесению изменений в Устав города. Обсуждавшиеся вопросы были связаны с регламентацией деятельности горизбиркома и работы депутатов в связи с изменениями федерального законодательства. Вторые публичные слушания прошли 11 апреля. На обсуждение выносился отчет об исполнении бюджета муниципального образования города Владивостока за 2005 год.

— Насколько активно жители Владивостока воспользовались представившейся возможностью высказать власти свое мнение?

— На мой взгляд, ни власть, ни население не были готовы к этому. Мы увидели поразительную пассивность общественности, населения в вопросе, который, казалось бы, должен всех волновать, — отчете администрации города об исполнении бюджета.

При подготовке и проведении публичных слушаний думой был полностью соблюден порядок: за сорок дней опубликовали объявление о проведении публичных слушаний, их дате и месте; за 30 дней сообщили, какие вопросы будут рассмотрены, каков порядок их обсуждения, куда обращаться с предложениями. Выпустили несколько тысяч экземпляров отчета по исполнению бюджета. Информация о публичных слушаниях была выставлена в сети Интернет на страничке думы.

Несмотря на проделанную работу, в думу поступило всего четыре экспертных заключения с замечаниями и предложениями по исполнению бюджета. На слушаниях выступили доцент из университета, представитель от политической партии и представитель от краевой общественной организации. Так что можно было убедиться, что до создания гражданского общества нам еще очень далеко.

— Чем вы можете объяснить этот факт?

Во-первых, тем, что это только начало процесса. Не все знают, что появился новый рычаг общественного воздействия на власть. Во-вторых, отсутствием партнерского доверия между населением и властью. Население не рвется на встречу с властью, потому что, с одной стороны, не готово сформулировать свои предложения, а с другой — не слишком доверяет местной власти.

— В общем, первый опыт был не очень удачным. Какие выводы депутаты сделали?

— После проведения двух публичных слушаний мы приняли решение внести изменения в порядок проведения публичных слушаний и упростить его. Так, объявление о предстоящем мероприятии будет делаться не за 40 дней — все равно забудется, а за 20. Также мы сделали более доступной и простой процедуру подачи заявлений для горожан, юридических лиц, общественных организаций.

Вообще дума Владивостока за 2005—2006 годы создала полностью нормативную базу для участия населения в решении общегородских вопросов. Это пакет нормативных актов, которые позволяют населению более активно участвовать и влиять на принятие городской администрацией и думой решений.

А при принятии многих решений власти было бы весьма уместно узнать мнение горожан.

— Какие вопросы должны выноситься на публичное обсуждение?

— Для того чтобы местная власть произвольно не выбирала, какие вопросы выносить на публичные слушания, а какие решать кулуарно, российское законодательство определило перечень вопросов, по которым муниципальная власть не может принимать нормативные акты, пока они не будут обсуждены на публичных слушаниях.

Это такие вопросы, как Устав города, проект городского бюджета и отчет о его исполнении. Кроме того, непременно должен пройти процедуру слушаний проект генерального плана развития города. Также на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, вопрос использования земельных участков и объектов капитального строительства, кстати, очень актуальный для Владивостока. Ведь застройка в нашем городе идет хаотично, осваиваются участки в центре, которые не должны застраиваться. Это скверы, парки, прочие рекреационные участки и зоны. При этом новострой «садится» на действующие сети и коммуникации, перегружая их и создавая жителям уже существующих микрорайонов много неудобств. По всем названным вопросам власть не имеет права принимать решения, не обсудив их с населением.

— Кто призван организовать публичные слушания?

— Процедура публичных слушаний такова, что для их проведения создается комиссия из трех депутатов и трех представителей администрации города. Задача этих шести человек одна — организовать публичные слушания: проинформировать, подготовить необходимые документы, определить место, провести саму встречу.

В роли экспертов в слушаниях участвуют представители общественных, политических организаций, население. В обсуждении вынесенных на слушания вопросов могут участвовать все желающие. По итогам слушаний принимается документ, где дается оценка нормативному акту. Этот документ принимается путем голосования экспертов. Замечу, голосуют только они.

Итоги решений, принятых на публичных слушаниях, для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер. Но их обязаны рассмотреть дума или городская администрация, по ним должно быть принято решение, о сути которого население должно быть проинформировано.

Думаю, перспектива у публичных слушаний хорошая. Они призваны снизить напряжение в обществе. Ведь сегодня люди выходят на площадь или перекрывают улицу, чтобы заставить власть обратить внимание на свои проблемы. Публичные слушания — другая, более цивилизованная форма общения с властью. Потому что они позволяют решать вопросы за «Круглым столом».