В преддверие саммита АТЭС-2012 Владивосток избавится от наружной рекламы

напечатать
5 октября 2009. Дейта.Ру
Пока что от неё страдают как водители, так и городской бюджет

В течение последних 15 лет Владивосток буквально «наводнила» наружная реклама. Рекламные конструкции не только портят вид города, закрывая исторические здания, но и повсеместно устанавливаются с нарушением закона. Многие яркие щиты и растяжки, при установке которых не были соблюдены правила ПДД, угрожают краевому центру новыми дорожно-транспортными происшествиями. В настоящее время ситуацию пытаются изменить и правоохранительные органы, и городские власти - но «наружки» в краевом центре не становится меньше, и многочисленные баннера продолжают «уродовать» исторический облик краевого центра. 

По данным управления ГИБДД по Приморскому краю, около 80% объектов наружной рекламы, установленных во Владивостоке, не соответствует нормам законодательства. В конце весны 2009 года управление провело масштабную операцию «Наружная реклама». В ходе нее в краевом центре было проверено 596 рекламных щитов и растяжек. Из них 19 было установлено без соответствующего разрешения контролирующих органов, что противоречит положениям федерального закона №38 «О рекламе», а 477 объектов противоречат ГОСТ 52044. Это значит, что они не соответствуют правилам безопасности дорожного движения: стоят слишком близко к проезжей части, или очень яркие и отвлекают внимание водителей, загораживают дорожные знаки. Тогда собственникам щитов вынесены предписания на устранение нарушений - 18 объектов было убрано. 

По словам сотрудников Госавтоинспекции, не соответствующие Гостам рекламные щиты должны быть демонтированы не из «простой прихоти» ГИБДД. Размещенные рядом с трассой рекламные конструкции отвлекают внимание водителей, создавая реальную угрозу ДТП. Особенно в этом отношении опасны мониторы, где изображение сопровождается звуковым сигналом и ярким светом. Проблема заключается в том, что правоохранительные органы самостоятельно не могут убирать установленные с нарушениями рекламные конструкции. Сделать это можно только по решению суда. 

Ситуацию могла бы исправить хорошо отлаженная система согласования и размещения рекламных конструкций. С этой целью Думой Владивостока в апреле 2009 года был принят муниципальный правовой акт «Положение о порядке регулирования отношений, возникающих в процессе размещения рекламных конструкций на территории Владивостокского городского округа». Документ разрабатывался более года и при его создании учитывались не только суждения народных избранников Владивостокского городского округа, но и мнения экспертов рекламного рынка, самих рекламных компаний, общественности. МПА должен был полностью регулировать процесс согласования, установки рекламных конструкций, а также требования, которые предъявляются к наружной рекламе. 

Но прокуратура Владивостока внесла протест, и законность принятого МПА рассмотрели в Ленинском суде. По мнению правоохранителей, муниципальный правовой акт, принятый Думой, противоречит ФЗ «О рекламе» - регулирование наружной рекламы отнесено к вопросам федерального законодательства. 22 июля суд Ленинского района Владивостока удовлетворил требования прокурора города и признал недействующим и противоречащим закону муниципальный правовой акт. Но законодатели не собираются оставлять ситуацию как есть. Как сообщила РИА «Дейта» председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности Думы Владивостока, одна из инициаторов проекта, Марина ЛОМАКИНА, в ближайшем времени в вышестоящую судебную инстанцию будет подана надзорная жалоба, и если ее удовлетворят, МПА начнет работать. 

Кстати, в Хабаровске аналогичный акт действует, несмотря на то, что федеральные законы везде одинаковые. Столица Дальнего Востока может служить «примером для подражания» для будущей столицы Саммита АТЭС - центр Хабаровска практически полностью избавлен от ненужных рекламных конструкций, и около 40% щитов города отданы под социальную рекламу. 

Сами крупные аутдор - компании, старающиеся соблюдать закон, недовольны сложившейся ситуацией в наружной рекламе Владивостока. Свое мнение многие из них смогли высказать на круглом столе, которые проходил во Владивостоке во время разработки злополучного МПА. По их словам, мелкие компании, работающие по серым схемам, сбивают цены, предоставляют продукты плохого качества и создают негативное отношение к «наружке» в городе, которой по их же словам на самом деле много. Кроме того, по словам экспертов, эффект от аутдоора в городе остается на низком уровне - большое количество щитов рассеивает внимание клиента, люди просто перестают воспринимать конструкции как носители информации. 

Кстати, в Хабаровске, несмотря на меньшее количество наружной рекламы, налоговые платежи в городской бюджет от этого вида деятельности значительно больше. По словам Марины ЛОМАКИНОЙ, видимо, большинство «рекламщиков» во Владивостоке налогов просто не платят. Таким образом, получается, что улицы города оказались просто отданы за бесценок, и от этой продажи не получили выгоды ни городской бюджет, ни его жители. 

На различных уровнях городской и краевой власти неоднократно отмечалось, что Владивостоку необходимо вернуть исторический вид в преддверии Саммита АТЭС. Сейчас понятно, что без наведения порядка в наружной рекламе сделать это невозможно. Как сообщили РИА «Дейта» в одной из крупных аутдор-компаний Владивостока, в ближайшее время они ожидают больших перемен в отрасли в лучшую сторону. «Если город будет готовиться к Саммиту, то Владивосток ожидает судьба Хабаровска, и не важно, кто разберется с проблемой - Дума города или правоохранители, но так больше жить на самом деле нельзя, под угрозу поставлено если не проведение Саммита, то, по крайней мере, уровень мероприятия», - отметили собеседники агентства. 

Как считают специалисты, если порядок в рекламе все-таки наведут, то цены на нее вырастут, а самих конструкций станет намного меньше. Улучшится и качество, и социальный эффект. Пострадают в такой ситуации только мелкие, «черные и серые» рекламщики, а также незадачливые клиенты, которые, соблазнившись низкими ценами на рекламу, забыли не только про соблюдение всех букв закона, но и про так называемую «социальную ответственность бизнеса».