Снежный коллапс "дешевых" торгов

напечатать
15 декабря 2009. Независимая газета
Мэрия Владивостока и депутаты городской Думы решили доказать ущербность федерального закона, обязывающего чиновников привлекать компании к выполнению муниципальных заказов через торги. В ответ прокуратура столицы Приморья пригрозила судебным иском.

Депутаты гордумы приняли поправки в Положение о содержании и строительстве автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений на территории Владивостока. Они дают право мэрии в обход федерального документа привлекать автономные муниципальные учреждение к выполнению работ. Поводом для продвижения выгодного чиновникам документа стали зачастившие в Приморье снежные циклоны. Даже спустя неделю после снегопада движение по дорогам затруднено, а прокуратура объявила заместителю мэра Александру Чавычалову предостережение. 

Представители мэрии обвиняют в снежном коллапсе дорожные компании, получившие подряды на уборку городских трасс. Компании-однодневки участвуют в торгах, получают бюджетные деньги, не имея за душой дорожной техники и рабочих. Попытки противостоять этому, выставив ограничения в условия конкурсов, пресекаются антимонопольщиками. Администрация, перечисляя на счета победителей миллионы бюджетных рублей, вынуждена из фонда МУП «Дороги Владивостока» передавать им еще и спецтехнику, купленную опять же за бюджетные деньги. 

«Если мы получим право самостоятельно привлекать, к примеру, к уборке дорог автономные учреждения, то сможем контролировать их и наказывать, – пояснил Чавычалов. – В заказе будут прописаны сроки, стоимость работ и т.д. По этому пути идут многие города, обжегшиеся на тендерах. Во Владивостоке результаты «дешевых» торгов горожане пожинают со времени первого снегопада». 

По мнению депутатов, федеральный документ, установивший подобный порядок, принят не во благо народа. «Есть масса забот, которые невозможно предусмотреть, к примеру, помыть памятники к 150-летию Владивостока, – предположил председатель комитета по городскому хозяйству Вадим Глазунов. – Пока будут бумаги готовить и тендер проводить, уйдет масса времени. А как проходят нынешние тендеры, известно: приезжают ребята с телефонами, опускают стоимость лотов в десятки раз, а потом или перепродают полученный контракт, или, получая деньги, не могут его выполнить». 

Впрочем, в единодушие мэрии и депутатов дегтя добавила прокуратура: одобренные поправки противоречат закону и коррупционны. «Федеральный закон разработан для того, чтобы экономить бюджетные деньги. Формулировки его четкие и не дают двоякого толкования, – возмутился представитель горпрокуратуры в Думе Алексей Клецкин. – Если компании работают плохо, то мэрия обязана штрафовать их, а не придумывать новые документы». В мэрии утверждают, что намеренно пошли на этот шаг, предвидя судебные тяжбы. «Это пояснит, законен ли Бюджетный кодекс, разрешающий выделять автономным учреждениям субсидии на оказание муниципальных заказов, – сказал вице-мэр Алексей Литвинов. – Сегодня мы не можем в любой момент расторгнуть договор с нерадивыми компаниями. Что в итоге дает повод сомневаться и в эффективности расходования бюджетных средств». 

Прокуратура настаивает, что закон допускает существование автономных учреждений, работающих по заданию местной власти в определенных областях. «Процедура строительства дорог, их ремонт и обслуживание оговорены в отдельном документе и не могут быть иначе истолкованы, – говорит Клецкин. – Придуманный мэрией шаг не исключает, что автономное учреждение, получив заказ, также не наймет посредника». 

По мнению надзорного органа, принятые депутатами поправки создают предпосылки для нерационального, коррупционного расходования бюджетных средств. «Зато мэрия, получив право самой нанимать компании для очистки дорог, не сможет переложить с себя ответственность за плохую уборку», – подвел черту депутат Дмитрий Новиков.