Город у моря – разве этого мало?
азговоры о мощном экономическом и геополитическом потенциале Владивостока, как форпоста российского влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе, не утихают с того самого момента, как на берегах Золотого Рога высадились первые русские поселенцы. Тем не менее, как это не прискорбно сознавать, даже к 150-летию города не был завершен поиск его архитектурного облика, нет у дальневосточной столицы и того, что можно назвать визитной карточкой краевого центра, нет и уникального, выходящего, так сказать, за рамки обычного восприятия, предложения для привлечения туристов. Ростральная колонна и находящиеся в, мягко говоря, плачевном состоянии, форты владивостокской крепости на эту роль сегодня подходят слабо.
Несмотря на то, что по историческим меркам Владивосток считается молодым городом, он уже успел побывать и торговым портом, и порто-франко, и закрытой военной базой. Вот и в настоящее время город переживает сложный период трансформации архитектурного пространства и экономической инфраструктуры. Связано это, прежде всего, с пересмотром функций города в рамках реализации программы «Большой Владивосток», подготовки к проведению Саммита АТЭС – 2012.
«Предполагается, что в результате реализации проекта Владивостокской городской агломерации нам удастся не только создать единую городскую инфраструктуру, значительно улучшить существующую среду и раскрыть экономический потенциал города, но и сформировать благоприятный образ юга Приморья в целом» - говорит председатель комитета по экономической политике и муниципальной собственности думы города Владивостока Марина ЛОМАКИНА.
Предполагается, что городская агломерация «Большой Владивосток» будет включать в себя не только новую транспортную инфраструктуру – авиационный хаб, скоростную железную дорогу Владивосток – Аэропорт (Артем), автодорожную систему, но и ряд объектов туристического назначения - игорную зону «Приморье», пятизвездочные отели в центральной части Владивостока, особую экономическую зону туристско-рекреационного типа на о. Русский. То есть можно будет надеяться на появление качественных сервисных услуг и формирование туристической отрасли в Приморском крае в традиционном ее понимании – перехода от продажи выездных туров и челночных коммерческих поездок в приграничные районы Китая к реальному созданию индустрии гостеприимства. Именно на это и рассчитывают краевые власти, заявляя о необходимости повышения налоговых поступлений от туристических компаний, которые на сегодняшний день составляют менее 1% всех сборов в краевой бюджет. Кстати в ходе своей встречи с журналистами летом 2010 года губернатор Приморья Сергей ДАРЬКИН озвучил весьма оптимистичный показатель для туристического сообщества края, которое, по его мнению, уже в обозримом будущем должно приносить субъекту не менее 10% налогов.
Вместе с тем, сейчас этот сектор экономики практически не развивается. «В городе и крае очень мало значимых по международным стандартам туристических районов – до Камчатки или Кении приморский экстрим явно не дотягивает, а для более традиционных видов отдыха у нас просто нет соответствующей инфраструктуры. В связи с этим наши туристические операторы могут предложить только непродолжительные туры» - считает Марина ЛОМАКИНА.
В чем же причина? Виной всему высокий инвестиционный порог входа на рынок въездного туризма Приморья. По оценкам специалистов, ставшее традиционным еще в советские годы позиционирование «Владивосток – это отдых у моря» явно не способно привлечь сюда международные туристические потоки. Основными посетителями пляжей япономорского побережья России являются по большей части жители континентальных и северных субъектов Дальневосточного федерального округа, пытающиеся сэкономить, добираясь до вожделенного моря, собственным автотранспортом. Между тем, пляжный отдых в Приморье ограничен сезонностью и не превышает 50 суток. Все остальное время туристические объекты работают с неполной загруженностью и фактически убыточны.
«Любой частный инвестор, прогнозируя свои вложения (не секрет, что это производится с учетом банковского финансирования), требует определенного срока их возврата. Вместе с тем низкий туристический поток не дает такой гарантии. Следовательно, такие высокорисковые проекты могут быть реализованы только с участием либо при гарантии государства» – делает выводы Марина ЛОМАКИНА.
Реализуемые в настоящий момент инфраструктурные проекты, такие как строительство пятизвездочных гостиниц и создание специализированной игорной зоны - говорит она, как раз и позволят сдвинуть с мертвой точки эту ситуацию. Они должны стать той отправной точкой, от которой начнется развитие инфраструктуры гостеприимства в Приморье и приморского въездного туризма. Но для того, чтобы малый бизнес края смог извлечь потенциальные выгоды, он уже сейчас должен быть готов ответить на следующие вызовы:
- Мы должны создать и суметь предоставить товары и услуги класса «премиум». Возведение объектов деловой недвижимости создаст торговые площади класса «А» и «премиум-класса», что позволит международным брендам прийти в край. Готовы ли наши компании соответствовать международному уровню сервиса и качеству услуг либо вступить в конкурентную борьбу с «акулами международного бизнеса» - пока не ясно.
- Акцентировать внимание малого и среднего бизнеса на модернизации и развитии услуг в сфере конгресно - выставочной деятельности. Сегодня, как только во Владивостоке происходит крупное мероприятие, становится сложно передвигаться. Невозможно поселить в гостинице своих гостей. И график мероприятий во Владивостоке становится все более плотным. За год до проведения саммита АТЭС по регламенту во Владивостоке должно пройти порядка ста мероприятий международного уровня и столько же после проведения. То есть два года Владивосток будет задействован в оказании этих услуг. Сейчас во время мероприятий подобного рода Владивосток готов принять 400-450 гостей. Но вместе с тем, уже есть потребность в проведении мероприятий с численностью 1000-1500 человек. В рамках строительства пятизвездочных отелей и игорной зоны компания застройщик - ОАО «Наш дом - Приморье» предусматривает возведение специализированных конференц-залов и переговорных помещений. Специалисты компании, склонны полагать, что этот сектор приведет к тому, что во Владивостоке появится ряд агентства, задействованных в сфере оказания услуг по организации встреч и переговоров.
- Создание нового градостроительного пространства откроет возможности для организации и проведения культурных мероприятий – фестивалей, карнавалов, инсталляций и выставок. Это тоже своеобразная сфера деятельности и направление для развития бизнеса.
Вместе с тем, если рассматривать краевой центр, как будущую туристическую Мекку российского Дальнего Востока, то здесь возникает целая масса вопросов, решить которые только правительственным указом о создании специализированных зон и расширением номерного фонда отелей будет сложно.
Как прокомментировал исполнительный директор саморегулирующейся организации строителей Приморского края НП СРО «РОС ПК» Алексей КОЧЕТКОВ, современный Владивосток был спланирован в советское время, поэтому сейчас он не соответствует новым инвестиционным ожиданиям, прежде всего, именно в плане развития рекреационных услуг и расширения рынка недвижимости. «Несмотря на то, что за последние двадцать лет поменялся весь стиль и ритм жизни горожан, он стал более динамичным, в городе пока отсутствуют основные элементы современной агломерации - в результате возникает явный дисбаланс между ожиданиями городских властей и бизнеса и теми возможностями, которые дает территория в ее современном состоянии. Во Владивостоке не сформирован деловой центр, нет развлекательного квартала. Существующий географический центр города отягощен сложной дорожной ситуацией, хаотичной жилой и офисной застройкой. В результате сформировалась среда, которая явно недостаточно комфортна не только для реализации экономического потенциала города, но и для проживания горожан – говорит Алексей КОЧЕТКОВ. – Ситуацию необходимо менять. Городское пространство должно быть организовано в соответствии с частным и публичным ритмом нашей жизни».
Кроме того, среди туристического сообщества не утихает спор: считать Владивосток азиатским или европейским городом? По мнению специалистов компании ОАО «Наш дом - Приморье», строящей пятизвездочные гостиницы краевого центра, Владивосток необходимо позиционировать, как европейский город. С одной стороны это позволит привлечь соседей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые бы хотели познакомиться с европейской культурой в близкой доступности, а с другой, для этого существуют и исторические предпосылки. Так исторический центр Владивостока сформировался именно как центр европейского города, а реконструкция морского фасада, включая Корабельную набережную, и расширение пешеходной зоны вплоть до площади Луговой как раз и позволит раскрыть его существующий архитектурный потенциал и организовать пешеходные маршруты практически по всей исторической части города.
Кампус Дальневосточного федерального университета, возводимого на Русском острове, включает в себя парк и набережную в бухте Аякс, мосты через бухту Золотой рог и пролив Босфор Восточный – все эти объекты и могут стать туристической визитной карточкой Владивостока.
По мнению председателя комитета по экономической политике и муниципальной собственности думы города Владивостока Марины ЛОМАКИНОЙ, туристический Владивосток уникален. Для Азии – это начало Европы, а для россиян – это ворота России в Азию. Сегодня мы имеем массу примеров, когда, казалось бы, достаточно скромные возможности приносят весьма солидные дивиденды для развития въездного туризма. Приморским компаниям необходимо суметь использовать тот импульс, который дает государство, реализуя на территории города и края мощнейшие инфраструктурные проекты.
Дальневосточный центр политических исследований