Как сделать МУПы Владивостока эффективными
ВЛАДИВОСТОК, 14 марта, PrimaMedia. Контрольно-счетная палата Владивостока провела проверку эффективности распоряжения и управления объектами муниципальной собственности и имуществом городской казны. Из 55 МУПов города 16 на момент проверки были в процессе реорганизации , 9 - в стадии банкротства и такое же количество - не работало. Итоги проверки РИА PrimaMedia комментирует депутат Думы Владивостока Владимир Исаков.
- В ходе проверки было сформулировано большое количество рабочих замечаний. Понятно, что они всегда возникают при работе с большим хозяйством, и мэрия сейчас будет исправлять ошибки. Однако есть принципиальные моменты, которые требуют серьезной реакции со стороны администрации города и, которые, видимо, повлекут за собой существенные изменения в деятельности МУПВ.
Во-первых, непонятна цель создания целого ряда МУПВ. Какие конкретно вопросы местного значения они решают? Например, МУПВ "Управление капитального строительства и инвестиций". Предприятие занимается исключительно тем, что сдает в аренду технику, которую покупает город. Почти вся техника используется МУПВ "Дороги Владивостока" по договору совместной деятельности, а также сдается в аренду ООО "Сигнал-2", ООО "Дорожная служба Первореченского района" и другим компаниям.
Еще один пример - МУПВ "Оптово-розничная торговля", которая сдает в аренду склады на ул. Фадеева - фактически МУП занимается предпринимательской деятельностью. Еще одна организация - МУПВ "Магазин "Медтехника", сфера деятельности - оптовая и розничная реализация медицинской техники и изделий медицинского назначения. Почему этим должно заниматься муниципальное предприятие, а не коммерческие структуры, непонятно. Какое отношение к вопросам местного значения имеет деятельность этих предприятий, не совсем понятно.
Вот почему Контрольно-счетная палата предлагает рассмотреть вопрос о целесообразности существования целого ряда предприятий. Я считаю, что это действительно актуально. Если предприятия не работают, не рентабельны или их деятельность не связана с выполнением администрацией вопросов местного значения, значит, давно назрела необходимость разработки концепции реформирования МУПВ.
Известно, что многие МУПы полученное ими от муниципалитета имущество сдают в аренду коммерческим структурам. Чем это плохо для города? Происходит перераспределение доходов от аренды рентабельных объектов между бюджетом и предприятиями. Это означает косвенное бюджетное финансирование МУПов. Бюджет от этого теряет: МУП платит в казну четверть от всей прибыли, но доходы от сдаваемой в аренды муниципальной собственности могут "затеряться" за общими убытками, и тогда бюджет может вообще ничего не получить.
Например, МУПВ "ВПАТП №3", МУПВ "Городские земли", МУПВ "Некрополь" и другие замечены в данной деятельности. Если бы муниципалитет напрямую сдавал его, то получал 100% дохода. Мэрии было бы разумнее изъять используемое не по назначению имущество, продать или сдать в аренду, для того, чтобы оно приносило прибыль городу.
Есть еще проблема параллельных структур, в которые уходит основной поток денежных средств. Примером создания такой параллельной структуры является пресловутый МУПВ "Некрополь", где часть его помещений арендует ИП Казазаева, которая предоставляет практически те же услуги и реализует сходную продукцию. Логично предположить, что это экономически неоправданная политика и что это делается для уменьшения денежных потоков, направляющихся в МУПВ. Как с этим бороться, понятно.
Сейчас в думе на стадии второго чтения находится проект муниципального правового акта "Порядок принятия решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий". Он направлен на увеличение прозрачности работы МУПов. Согласно этому проекту МУПы будут предоставлять в думу гораздо больший объем материалов о своей деятельности, согласовывать совершение крупных сделок и выдачу поручительств, а администрация города должна будет согласовывать назначение руководителя МУПВ с думой.