"Маяк" во Владивостоке не потухнет, не погаснет
И теперь намерены, получив поддержку большинства на ближайшем заседании гордумы, обратиться в Законодательное Собрание края и администрацию Приморья с предложением о передаче детского центра в ведение городской администрации. Проблема только в том, что времени осталось мало — с 15 апреля "Маяк" прекратит свое существование.
Краевые чиновники, исходя из неизвестных соображений, намерены лишить город приюта с применением метода реорганизации, путем присоединения "Маяка" к другому реабилитационному центру. Как пишет "Конкурент", общественность выступает категорически против, но власть не обращает на это внимания. Напомним, что в ходе благотворительной акции "Теплое окошко-2010" приморский бизнес оказал "Маяку" помощь на сумму более 1,5 млн руб. И теперь может получиться так, что после окончательного завершения "реорганизации" в здании приюта вместо детей окажутся взрослые: чиновники или кто-нибудь еще.
Александр Витальев, директор "Маяка": "Наш центр был открыт 2 июня 2000 года как муниципальное учреждение. В нем была острая необходимость. Вы помните — рынки, вокзалы, чердаки и подвалы были заполнены детишками, которые оказались жертвами той стихийной ситуации в обществе, когда многие взрослые потеряли работу, потеряли средства к существованию и их детям было некуда пойти. Три года назад, в результате изменения федерального законодательства центр был передан под финансирование администрации Приморского края...
Детей, которые нуждаются в помощи, хватает. Наш центр всегда заполнен. В соответствии с санитарными нормами мы способны круглосуточно содержать до 75 детей одновременно. Но в прошлом году нам снизили планку до 50 детей. А потом были подготовлены и подписаны документы о "реорганизации" и "оптимизации". Нас присоединяют к социально-реабилитационному центру "Парус Надежды". Но ведь изначально наш центр создавался для детей Владивостока, а "Парус Надежды" — это краевое учреждение. Сможет ли объединенная структура работать также плодотворно и глубоко с городскими территориями? Мы бы хотели, чтобы центр вновь стал городским, это было бы выходом из положения. У нас в основном дети с территории краевого центра.
Мы благодарны тем неравнодушным людям, которые являются частыми визитерами в наш центр, это просто наши друзья. Ими в прошлом году около 2 млн рублей было направлено на развитие учреждения: это и окна, и кухонное оборудование, и детская игровая площадка, и входные двери, и продукты питания, и еще многое из того, что необходимо детям".
Лариса Омельянчук, депутат Думы Владивостока: "Четыре года назад я познакомилась с руководством "Маяка", коллективом и детками и с тех пор стараюсь их поддерживать. Я радовалась, видя, сколько у нас неравнодушных предпринимателей. Спасибо редакции еженедельника "Конкурент", которая организовывала встречи представителей бизнес-сообщества Владивостока и провела акцию, оказав, таким образом, помощь центру. И тут вдруг мы узнаем, что "Маяк" хотят закрыть. Да ведь любой предприниматель знает, что скрывается под словом "реорганизация", мы всегда к таким мероприятиям относимся с большим недоверием. И это в то время, когда социальная напряженность в стране растет! Что бы нам официально ни говорили, мы прекрасно видим, как ухудшается социальная ситуация. Такие центры надо не закрывать, а развивать и открывать новые".
Марина Ломакина, председатель комитета по экономической политике Думы Владивостока (неоднократно оказывала помощь "Маяку"): "За казенной формулировкой "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" стоит настоящий ужас. Иногда реабилитационный центр — это лучше чем семья. Как же финансируется центр "Маяк" из краевого бюджета? В 2009 году — 21 млн рублей, 2010 году — 17 млн рублей, 2011-м — 10 млн рублей... По сравнению с тем, что за год в "Маяке" помощь получают до 500 детей, это мизерные деньги. Как можно губить свое будущее?".
Константин Межонов, советник мэра Владивостока: "Что касается любого детского учреждения, то его реорганизация, ликвидация или тому подобные действия должны пройти через экспертизу. Должна быть создана экспертная комиссия, которая должна решить, востребовано детское учреждение или нет. Относительно центра "Маяк" нас никто не спрашивал. Никаких экспертных заключений не было. По действующему законодательству, субъект федерации может делегировать свои полномочия и финансирование относительно детских социально-реабилитационных центров муниципалитету. Одним из решений проблемы может быть ходатайство перед субъектом федерации делегировать полномочия относительно центра "Маяк" вместе с полагающимися средствами. Дальше мы разберемся, что и как делать".
Юрий Копылов, экс-мэр Владивостока: "Помню, когда я, будучи мэром, ездил по городу и видел на улицах этих чумазых детей — настоящая республика ШКИД! — меня это страшно угнетало. Что с ними делать? Собрал одно совещание, второе. Выяснилось, что на Эгершельде стоит полузаброшенный детский сад Дальневосточного пароходства. Его разбомбленное здание мы и начали превращать в то место, где можно было собрать наших "чумазых". Все было сделано за муниципальные деньги. Я лично этим занимался, вместе с гороно, гор-здравотделом, милицией. Ребят начали вылавливать по люкам, чердакам, подвалам и привозить в центр. "Маяк" и задумывался как промежуточное звено, где должны сначала отмыть, накормить, подлечить, а потом решать, куда определять ребенка. Я не раз туда приезжал, тортики им привозил...
Лишать город такого центра — это просто преступление. Обидно за всех нас. Эти детишки — продукт ненормальной жизни человеческой, взрослого общества, они появляются из-за неустроенности и нищеты. Если мы махнем на них рукой, то и будущее у нас такое будет".
Евгений Баранов, генеральный директор строительно-монтажного предприятия "Каньон" (в рамках благотворительной акции "К" установил в "Маяке" 13 новых окон): "Это возмутительно — то, что происходит с центром. Мы ставили пластиковые окна для детей, а не для кого-то другого, и мы далеко не единственные, кто в этом участвовал и кто сейчас переживает за судьбу детей и за здание. Мало ли что с недвижимостью происходит после всех "реорганизаций" и "оптимизаций"... Нужно, чтобы наша общественность сказала свое веское слово".
Нина Шульгина, замдиректора Института массовых коммуникаций ДВФУ: "По всей видимости, никакого анализа и никаких исследований относительно "Маяка" не было, и решение о ликвидации социального детского учреждения — это просто безнравственная поспешность. Я убеждена, что в условиях сверхбюджетов подготовки к саммиту АТЭС можно найти возможность сохранить "Маяк".
Светлана Горячева, депутат Госдумы РФ: "В условиях кризиса, когда очень много проблем, надо заниматься экономикой. А не тем, что с нищего снимать последнее рубище".