Руки прочь от «Маяка» — 2
Его директор, прекрасный педагог Александр Витальев, уже получил уведомление о сокращении своей должности. По зданию «Маяка» ходят разного рода делегации, которые осматривают здание. Чем это кончится, понятно… Непонятно только, как у власти поднялась рука разрушить только-только наладившуюся жизнь 50 детей, которые, попав в «Маяк», искренне поверили, что кому-то в этой жизни нужны. Ошибались, оказывается…
Реорганизовать значит уничтожить?
Никогда еще заседание социального комитета Думы Владивостока не собирало столько народа. В повестке дня стоял один главный вопрос — судьба детского реабилитационного центра «Маяк». Радовало, что пришло так много неравнодушных людей, которые не желают безразлично наблюдать за тем, как чиновники пытаются погасить спасительный огонек заботы о брошенных детях, столь редкий сегодня в нашем мире…
Из городских депутатов первой забила тревогу Лариса Омельянчук. Именно она подала депутатский запрос в думу города. Дело в том, что Лариса Михайловна, как и некоторые другие предприниматели Владивостока, в «Маяке» частый гость. Помогает чем может.
— Я познакомилась с этим детским центром три года назад, и когда приезжала туда — всегда радовалась, — рассказывала Лариса Омельянчук коллегам-депутатам. — Я видела отличный коллектив, детей, у которых огонь светился в глазах, они на самом деле там, как дома… А еще я всегда радовалась, сколько же у нас неравнодушных людей, которые предлагают детям свою помощь. И окна там теплые поставили, и крышу перекрыли, да много чего еще! Условия для детей создали просто отличные. Нигде такого в Приморье больше не увидишь. Надо бы радоваться и гордиться, а тут такое случается… Говорят, что «Маяк» ожидает реорганизация. Но мы, бизнесмены, хорошо знаем, что скрывается под этим словом. Оказывается, директору детского центра Витальеву уже пришло уведомление о сокращении. А ведь это педагог от бога! Он-то работу себе найдет, не сомневаюсь. Но разве можно разбрасываться такими людьми. А главное — такими уникальными детскими учреждениями! Все мы видим, как растет в стране социальная напряженность. Такие центры нужно не закрывать, а открывать новые!
Потом выступил директор «Маяка» Александр Витальев. Он напомнил, что приют изначально был городским. Его открыли в 2000 году, на пике разгула детской беспризорности. Три года назад в результате изменения федерального законодательства центр был передан под финансирование администрации Приморского края... Сначала всё было прекрасно, потом — не очень. Финансирование год от года падает, количество коек для детей сокращается. Рассчитанный на 75 мест, приют ныне вынужден принимать только 50 ребят. А ведь не сказать, что социальная обстановка в обществе благостная…
— Наш центр всегда переполнен, — говорит Витальев. — После начала строек саммита к нам добавились еще дети из края. В декабре привезли мальчика четырех лет. Он вместе с мамой «работал» на очистных сооружениях. Там его чуть не убило: разгружалась машина с железками, одна из них упала на ребенка. Еще одного парнишку нашли на Русском. Два месяца жил в вагончике с дядями, такой «сын полка»… Самому 14 лет, и два класса образования.
Подобных историй в «Маяке» не перечесть. Сколько тепла и педагогического таланта нужно, чтобы отогреть дотоле никому не нужные, заледеневшие от безразличия окружающих детские души! Никто не будет спорить: в реабилитационном центре «Маяк» это делать умеют. За десятилетие работы там созданы уникальные методики, собственные наработки. Краевые чиновники махом предлагают поставить на этом крест. А ведь именно так и будет, если «Маяк» объединят с еще одним детским центром, «Парусом надежды», как это сегодня планируется.
— У этих двух детских учреждений совершенно разная идеология, разные подходы к реабилитации детей, — объяснял Витальев депутатам. — Именно поэтому реорганизация в данном случае равносильна уничтожению. Вот если бы город снова взял приют в свои руки… — робко мечтал на трибуне Витальев. — Это было бы из области фантастики, но иногда невозможное сбывается.
Экспертизу — в студию!
По большому счету все понимали, что искать общий язык с краевыми социальными чиновниками — занятие бессмысленное. Вопрос, который обсуждали депутаты, звучал по иному: возможно ли вернуть детский приют тому, кто его породил, то есть Владивостоку? К чести депутатского корпуса, подавляющие большинство собравшихся было настроено помочь детям.
— Иногда реабилитационный центр — это лучше, чем семья, — высказала свою позицию Марина Ломакина, председатель комитета по экономической политике Думы Владивостока. — Там действительно работают люди, которые отдают детям всё. Из «Маяка» ребята выходят с надеждой, что в их жизни может всё измениться. Это нельзя рушить! И так уже донельзя обрезали финансирование. В 2009 году — 21 миллион рублей, в 2010 году — 17 миллионов, в 2011-м — только 10… По сравнению с тем, что за год в «Маяке» помощь получают до 500 детей, это мизерные деньги!
Но самое интересное, что краевые чиновники закрывают приют без всякой экспертизы, обязательной в подобных случаях. Об этом рассказал депутатам Константин Межонов, который в свое время возглавлял сначала краевой, а потом городской департаменты образования. То есть про все законно-педагогические тонкости в курсе…
— Что касается любого детского учреждения, то его реорганизация, ликвидация или тому подобные действия должны пройти через экспертизу, — заявил Константин Анатольевич. — Должна быть создана комиссия, которая обязана всё взвесить и ответить на вопрос: не приведет ли это к ухудшению положения детей? Также комиссия должна решить: востребовано ли детское учреждение или нет? Кто-нибудь из вас видел заключение экспертизы по «Маяку»? — спросил Межонов у депутатов. — Я тоже не видел…
По мнению Константина Анатольевича, уж коли в детском приюте содержатся по большей части городские ребятишки, было бы разумно рассмотреть ситуацию с «Маяком» на городской комиссии по делам несовершеннолетних, которая является координатором всех органов профилактики столицы Приморья. Пусть и они разберутся: надо ли рубить с плеча? А в целом, пора возвращать «Маяк» домой, в город…
— По действующему законодательству субъект Федерации, то есть край, может делегировать свои полномочия и финансирование детских социально-реабилитационных центров муниципалитету, — пояснил Межонов. — Пусть нам передадут «Маяк» вместе с полагающимися средствами, а дальше мы разберемся, что и как делать…
Еще один любопытный момент. В то время как скандал с «Маяком» достиг своего апогея, начали появляться разного рода высказывания. К примеру, отличился уполномоченный по защите прав человека господин Ушаков, который заявил, что объединение детских центров — это хорошо. Мол, будет способствовать выработке единообразного подхода к вопросам реабилитации.
На наш взгляд, довольно странное заявление из уст человека, который должен защищать права граждан, в том числе и детей. Списать его можно разве лишь на то, что Владимир Ушаков не силен в педагогике, а в прошлом — врач-психиатр. Возможно, в психиатрической клинике и логично применять единообразные методы лечения. Однако любая мать скажет, что при воспитании детей такое категорически противопоказано.
— Тем более недопустимо так называемое «единообразие» в вопросах реабилитации! — возмущался Межонов. — Здесь к каждому ребенку должен быть свой подход, строго индивидуальный. Кроме того, существует понятие управляемости детским коллективом. Поверьте моему опыту, реабилитационный центр свыше ста человек — это уже плохо управляемое учреждение… И вообще, если уж на то пошло, давайте тогда в пяти районах города сделаем пять школ. И будем в них вырабатывать единообразные подходы к преподаванию физики, химии, математики… Мне кажется, что это какая-то бредовая ситуация.
Караван идёт…
Ситуация — как в той пословице: собаки лают, а караван идет. Общественность Владивостока возмущается, народ письма пишет во все инстанции, газетчики заметки строчат, телевизионщики сюжеты выпускают. А Васька слушает, да ест! Департамент соцзащиты знай себе взирает на всю эту суету с олимпийским спокойствием и помалкивает. Интересно, они там, наверху, хоть изредка глас народа слышат? Или им в принципе по барабану?.. Наверное, когда у людей всё хорошо, им трудно понять чужую боль. И уж совсем неохота вытирать чьи-то слезы. Даже если это слезы детей, у которых в мире не осталось никого и ничего…
После выхода номера газеты со статьей про «Маяк» в редакцию позвонила женщина, бывший социальный работник, теперь — глубокий инвалид. У нее накопилось много резких слов про своеобразную политику социального департамента, который в последнее годы активно развивает платные услуги среди немощных пенсионеров… Но дело даже не в этом. Марина, назовем ее так, рассказала свою личную историю, очень похожую на судьбу обитателей детского приюта.
— Когда мне было 16 лет, я вынуждена была уйти из дома, — рассказала женщина. — Просто сбежала оттуда! Отчим пил и сильно бил маму и меня. Я вынуждена была в 16 лет выйти замуж. Пошла за первого, кто позвал. Хотя тогда любила другого, обещала его ждать из армии. И вообще, мечтала учиться, стать врачом. А судьба сложилась совсем иначе. Всю жизнь прожила с нелюбимым, маму мою отчим так насмерть и забил, я образования не получила. Нескладная получилась жизнь, словно и не моя… А ведь ничего уже не изменишь. Прочитала я про «Маяк», подумала: вот бы мне в свое время в такой центр попасть! И так мне стало жаль всех этих детишек, не поверите, сидела, читала газету и плакала… Как же эти чиновники не понимают, что у человека всего лишь одна судьба. И ее так легко сломать. А поправить потом уже ничего нельзя…
Времени до официального закрытия детского реабилитационного центра «Маяк» осталось всего ничего. Приказ о реорганизации вступает в силу 15 апреля. Меньше чем через месяц всё будет кончено. И хотя городская дума на очередном заседании будет рассматривать вопрос по «Маяку», однако по большому счету решать судьбу детского приюта не в компетенции представительного органа Владивостока.
А вот позиция краевых депутатов вызывает искреннее недоумение. Молчат, родимые, словно в рот воды набрали! И фракция «Единой России» в ЗС ПК уж так о детях заботится, что просто слова сказать не может. Хотя все в курсе! Соответствующее обращение давно уже лежит на столе спикера Виктора Горчакова. А ведь в этой ситуации именно краевое Законодательное собрание, и никто больше, реально может урезонить чиновников. Зато через пару-тройку месяцев эти же краевые депутаты, надеясь получить в очередной раз мандат приморского законодателя, будут соловьями разливаться о своей любви к обездоленным детишкам. Вот тогда мы и припомним им «Маяк». Каждому — поименно…