Валерий Розов: Потребуется — и Дума соберется в любой момент
О депутатских каникулах «Для Думы понятие «каникулы» — очень условное и относительное. И в прошлом году, и в 2008-2009 годах мы как таковых каникул не имели: заседали и в июле, и в августе. А когда нам, по поручению Президента России, нужно было принять генеральный план Владивостока к 15 августа 2008 г., чтобы во-время начать проектирование объектов саммита АТЭС, мы вообще постоянно находились в Думе. Это была очень напряженная работа, но к 14 августа генплан был принят. Это было правильное решение — не цепляться за каникулы и отпуска, а работать в интересах города. Подчас вопросы, рассматривающиеся на сессиях Думы, имеют колоссальное значение для города, и при этом очень важно их решать оперативно. Например, это касается вопросов софинансирования строительства и ремонта объектов. Такие вопросы нами рассматриваются независимо от каникул и отпусков. И в этом году тоже: я думаю, что в конце июля или августа нам необходимо будет провести сессию, связанную с выполнением поручения Президента по принятию тех участков земли под объекты саммита, которые принадлежат Министерству обороны. Сейчас это поручение выполнено только на 40%. И мы для этого готовы собраться в любое время». Об Уставе «Мы очень много сил и времени потратили на приведение Устава Владивостока в соответствие с федеральным законодательством. Когда Дума нынешнего созыва приступала к работе в конце 2007-го, то согласно экспертизе Министерства юстиции была указана цифра: 78% положений из Устава не соответствуют федеральным и краевым нормам. По этой причине у нас в 2008 году 25 решений Думы опротестовывалось прокуратурой: мы принимали решения, основываясь на Уставе, а он не соответствовал законодательству. Для работы с Уставом была создана специальная рабочая группа, подключались СМИ, проводились публичные слушания, поправки принимались голосованием. Сейчас, после приведения Устава в порядок, количество прокурорских протестов снизилось до минимума. Почему я обращаю особое внимание на Устав? Потому что он требует особого отношения к себе. Вот пример. Мы помним, как один из вариантов генплана Владивостока был отвергнут и отправлен на доработку, после того как один из районов города не принял участие в публичных слушаниях по этому документу. Таковы были требования Устава и федерального законодательства». О бюджетном процессе «Только за второе полугодие прошлого года и первое полугодие текущего мы более 10 раз вносили поправки в бюджет Владивостока. Если вы помните, когда нынешняя Дума начала работать, у нас не было муниципального правового акта, регламентирующего бюджетный процесс Владивостока. Это приводило к тому, что подчас городской бюджет на текущий год принимался в ноябре-декабре, когда год фактически заканчивался. Как так можно было работать? Как можно было тратить бюджетные деньги, не зная, на что они выделяются? И такой порядок вещей существовал на протяжении многих лет. В то же время муниципальный правовой акт, регламентирующий бюджетный процесс, находился пять лет в первом чтении. Но мы приняли этот документ. И сейчас бюджет принимается в декабре — на год вперед. И все прозрачно: мы видим, куда направляются деньги, какие услуги и товары закупаются муниципалитетом и по какой цене. Все эти вопросы сейчас принимаются Думой. Возьмем для примера ту же муниципальную целевую программу «Спортивный Владивосток». При рассмотрении ее на последней сессии выяснилось, что по отдельным объектам еще нет проектной документации, хотя деньги выделены. Причем с учетом стоимости строительных материалов и возведения этих объектов. Ну как можно было говорить об этом, когда еще нет проектов этих объектов? Мы решили: если до сих пор нет проекта, то, конечно, неправильно выделять деньги на возведение объектов в текущем году — все равно эти деньги не будут израсходованы. Поэтому на сессии депутаты решили снять деньги с таких объектов и перенаправить на другие цели. Это нормально, потому что бюджет — живой организм и работать с ним надо соответственно: то он «приболел», то он «здоровый» — выполняется, перевыполняется. Ситуация меняется постоянно, а для внесения поправок в бюджет необходимы решения Думы, и они оперативно выносятся. Мы раньше думали: какие счастливые люди живут в Хабаровске, ведь их муниципальный бюджет по объему приближался к 13-14 млрд руб. А сегодня мы видим, что и в бюджете Владивостока доходная часть составляет 14,1 млрд руб. Это не те 8 млрд руб., с которых мы начинали работать в 2008 г., это почти двукратное увеличение. Расходная часть бюджета у нас сегодня составляет 18 млрд руб. Существует дефицит — это нормально, законодательство это позволяет. Но надо все время помнить, что дефицит должен быть погашен. Дефицит — это жизнь в долг. Для погашения городу придется искать источники — это и арендная плата, и налоги. Увеличение размера бюджета — это не только федеральные деньги, но и улучшение собственной работы властей Владивостока по повышению уровня собираемости налогов и взимания арендной платы. Только это нам дало дополнительно более 0,5 млрд руб. И эти деньги никакого отношения к федеральным средствам, выделенным на саммит, не имеют. Если бы мы хотя бы небольшой источник имели из той денежной массы, которая направлена на реализацию строительства объектов АТЭС, то мы бы существующий дефицит в 3,9 млрд руб погасили бы вмиг. Но мы вынуждены думать, как справиться с дефицитом самостоятельно, чтобы город не остался в долгах». О Стратегии развития Владивостока «Мы видим своими глазами, как растет город — появился Дальневосточный федеральный университет, строятся другие объекты. Появились деньги на морской фасад Владивостока и на такой колоссально значимый для города объект, как очистные сооружения. И городу в настоящих условиях необходима Стратегия для дальнейшего развития. Ее разрабатывать начинали в 2007 году, а приняли буквально неделю назад, на последней сессии. Тот первоначальный текст, который был написан в 2007 году, и ныне принятая Стратегия — это совершенно разные документы. Обсуждение и проработка Стратегии проходили на публичных слушаниях, в которых принимали участие ученые, архитекторы, академики — люди, которые могли с научной точки зрения определить, как дальше должен развиваться Владивосток. Но вместе с ними в обсуждении участвовали и простые люди, обычные горожане, которые высказывали свое отношение, делали предложения и замечания. По результатам публичных слушаний все эти предложения были сведены в одну таблицу. И по каждому предложению потом шла конкретная работа юристов, экономистов, архитекторов — специалисты просчитывали, что это за предложение, как нему относиться: вписывать в Стратегию или нет. И Стратегия, которую мы принимали на последней сессии, разительно отличается от первоначального варианта. Она — предмет нашей особой гордости, наряду с генпланом, с Уставом города, с организацией бюджетного процесса. Для города и для нынешней Думы Стратегия — очень важная веха, это шаг в будущее нашего города». О санитарном состоянии города «Это один из важнейших приоритетов нашей работы на ближайшее время. Закончится подготовка к саммиту, к нам приедут высокие гости со всего мира, пробудут здесь два-три дня, потом уедут. А мы будем здесь жить постоянно, и вопросы санитарного состояния за нас не решит ни федеральное, ни краевое руководство. Губернатор говорит: чистота города — это ваша прямая обязанность. Мы должны убрать Владивосток, сделать его чистым и постоянно поддерживать в таком состоянии. Недавно я участвовал в прямой линии с жителями Владивостока и очень много вопросов касалось санитарного состояния. Спрашивали, почему в Находке за выброшенный на улице окурок или пакетик накладывается большой штраф, а у нас нет? Я после прямой линии позвонил своим коллегам в Находку: они за чистоту своего города взялись очень серьезно. Им легче наводить порядок. Все-таки Находка — не Владивосток, она меньше, там другой менталитет жителей. А мы должны понимать, что нам никто не даст другого города. И мы должны думать, каким мы его передадим будущим поколениям. Поэтому в ближайшем будущем мы намерены начать более мощную работу и с исполнительной, и с представительной властью за чистоту города». Об электронном документообороте «Одним из главных итогов работы в первом полугодии для нас стал переход Думы на электронный документооборот. Это необходимо не только для того, чтобы идти в ногу со временем, но и для прозрачности работы. Мне очень приятно подчеркнуть — мы перешли на новый формат деятельности в числе первых по всей стране. В тот период, когда только планировалось все это осуществить, в конце прошлого года, так работала только Московская городская Дума, но это законодательный орган субъекта Федерации, а среди представительных органов власти России Дума Владивостока стала первопроходцем. Подготовительная работа была сложной, заняла несколько месяцев, но сегодня и заседание Думы, и заседания комитетов проходят только в таком режиме. Переход на электронный документооборот приносит пользу не только нам, но и горожанам, потому что на нашем сайте они могут ознакомиться с теми документами, над которыми работает Дума. Для депутатов это тоже очень удобно — теперь они могут, где бы ни находились, например, в командировке, всегда участвовать через сеть Интернет в обсуждении принимаемых документов, вносить свои поправки. Полностью на электронный документооборот переведены финансовая деятельность Думы, проведение конкурсов и аукционов, вся внутренняя служебная переписка. И это не просто мода, а веяние времени, с которым Дума города Владивостока старается идти в ногу».