Лариса Омельянчук: "У российской политики не женское лицо"
- Лариса Михайловна, Вы работаете в комитете по социальной политике и делам ветеранов, приходится решать острые вопросы, касающиеся самых незащищенных слоев населения. Насколько это сложно? - Сложно, наверное, потому, что мы, депутаты можем помочь далеко не всем. И потому, что иногда бывает очень обидно за людей. Старики всю жизнь проработали, а теперь их материальное положение таково, что проезд в городском троллейбусе – важная и проблемная статья личного бюджета пенсионера, не говоря уже о проезде на дачные участки. Посмотрите, сколько дач, по сути, брошенных – дорого ездить, льготы-то все поездки не покрывают. А ведь свои огороды – такая поддержка для пожилых, малообеспеченных горожан. Или помощь инвалидным организациям, кому-то нужен специальный спортивный инвентарь, коляски, кому-то долги по коммуналке оплатить. Обычно из бюджета города средства на эти цели взять нельзя, и тогда начинаются иные варианты: давайте напишем главе, давайте попросим бизнес стать спонсорами. Порой мы сами этими спонсорами и становимся. Вы вправе спросить меня, а тогда зачем вмешиваться комитету, зачем в него обращаться горожанину, если бюджет нельзя привлечь? Отвечу: очень часто депутатский контроль, активное и быстрое реагирование реально помогают людям. Опять же про транспорт. Кому январь – радость и каникулы, а кому - проблемы. Еще недавно продление удостоверений на льготный проезд в наступившем году было проблемой тысяч горожан, и проблемой городской администрации, которая документы продлевает. Были очереди, были конфликты с водителями. Наш комитет все сделал для того, чтобы людям стало удобно своими льготами пользоваться, чтобы этого январского разрыва не было. Хотя, что касается лично меня, я не сторонник монетизации, старики на ней ничего не выиграли. И потом, в сознании людей льгота – это уважение государства, а частичная оплата того или этого – вовсе нет. Иными словами можно сказать: депутат к горожанину все равно ближе, чем чиновник, к нам чаще обращаются, в нашу поддержку еще верят. И вот это доверие мы стараемся оправдать. Сейчас активно на всех уровнях власти поднимают вопрос об обеспеченности населения местами в детских садах, но мне хочется подчеркнуть: наш комитет вплотную занимался этим все годы работы нашего созыва. И слушания в Думе были, и на рабочие совещания в администрацию ходим, и за расходованием средств следим, и за судами по спорным помещениям. В любом случае обсуждение какого-либо важного для горожан вопроса депутатами привлекает к нему общественное внимание, внимание исполнительной власти, прессы, региональных и даже федеральных властей. - Вы входите с постоянную депутатскую группу «Свободный Владивосток». Удается ли ей проводить какие-то решения в Думе? Считается ли с мнением группы парламентское большинство? - Вы, наверное, думаете, что у нас тут что ни день – накал страстей. Поверьте, это не так. И я не помню каких-то драматических противостояний на таком уровне. Фракция «Единой России» имеет количественное большинство при принятии решений, но ведь все мы – депутаты, и у каждого члена «Свободного Владивостока» есть право открыто высказать свое мнение, чем мы и пользуемся. А порой мнения большинство депутатов совпадают, и чаще всего так и бывает. Я против искусственного обострения отношений, и чисто по-женски считаю, что миром добиться желаемого все равно проще. Когда депутаты резко предъявляли администрации города претензии по поводу плохой уборки снега, никто на фракции не делился. И я благодарна моим коллегам по работе в Думе, что у нас на первое место ставятся все же интересы избирателей, а не партийная принадлежность. - Как Вы оцениваете эффективность работы Думы? В следующем году истекает срок полномочий этого созыва, можно ли подвести какие-то итоги… - Я думаю, оценивать нашу работу должны горожане. А по отношению к депутату, в данном случае ко мне, можно говорить о том, удалось ли ему воплотить в жизнь то, к чему он стремился, вступая на эту дорогу. Вряд ли кто-то из нас может сказать, что «все удалось». И результат ведь, он от многих обстоятельств зависит – время, экономическая ситуация, политическая. Наш третий созыв – работоспособный, достаточно сплоченный, но вот правотворческой инициативой не богат. Хотя в процессе работы над документами депутаты вносят много поправок, часто саму суть муниципального правового акта меняющих, ведь все – люди с большим житейским опытом, успешные руководители, практики. Я бы сказала: мы - хорошие исполнители, ответственные, чем тоже стоит гордиться, наверное. И еще: нередко депутаты осознано стоят на своем, причем, высказывая при этом несогласия с мнением прокуратуры, антимонопольной службы. То есть – не конформисты, отстаивают собственное мнение. Последний пример – размер зоны ответственности при уборке управляющими компаниями придомовых территорий, мы настаиваем - 50 метров по периметру от фасада многоквартирных домов. И будем теперь доказывать свою правоту в суде. Тем более, что управляющие компании – вообще особая, больная тема. Плюсы в работе созыва: все эти годы город живет с принятым бюджетом, социальная сфера финансируется и контролируется, ощутимо меняется в лучшую сторону инфраструктура Владивостока. И еще один плюс: нет противостояния ветвей власти, а от этого зависит очень многое. Вспомните, как долго Владивосток был в сознании всей страны «скандальным» городом. - Как, на Ваш взгляд, нужно бороться с неявкой некоторых депутатов на заседания комитетов и Думы? Нужен ли Думе комитет по регламенту и депутатской этике? - Комитет не нужен. В Законодательном Собрании много депутатов работает на постоянной основе, у нас - трое. Там стоит требовать дисциплину с людей, получающих зарплату, и это справедливо, у нас же депутаты продолжают трудиться по основному месту работы и при этом находят время и силы для выполнения депутатских обязанностей. И, кстати, кворум практически всегда есть. Что же про конфликтные ситуации… Скорее это касается манеры публичного поведения отдельных людей. Если в присутствии большого количества представителей прессы, а это обычно самое начало заседания Думы, депутат всеми силами стремится обратить на себя внимание, иногда даже в ущерб здравому смыслу, то тут никакой комитет не поможет. Есть ли в этом самопиаре доля неуважения к другим депутатам? Конечно, ведь вместо того, чтобы обсуждать повестку, время тратится на надуманные процессуальные заковырки. - С чем к Вам чаще всего обращаются избиратели? - С просьбами о материальной поддержке в тех или иных формах. Когда-то сама помогаю, когда-то ищу способ задействовать возможности муниципальной системы соцзащиты, но я не могу отправить человека ни с чем, это не в моих правилах. - Какие проблемы избирателей Вам удалось решить в последнее время? - В основном речь идет о ремонте придомовых территорий, дворов, о детских площадках. Все обращения вносятся в список наказов, а потом идет их отстаивание. Каждый такой случай – дело долгое и хлопотное. Был такой наказ – ремонт лестничных маршей по лестнице от Партизанского проспекта к дому №21 по улице Нерчинской. В 2010 году я добилась того, что ремонт произвели. Его произвели, но - некачественно. А теперь городские власти переделывать отказываются. Но – буду продолжать напоминать. - Есть ли у Вас какие-то депутатские инициативы, которые Вы планируете вносить в следующем году? - Я избиралась в Думу от женской общественности, поэтому мне важно то, что напрямую касается женщин. Я считаю, что городу нужна действенная программа мер по поддержке малого предпринимательства. Потому что оно – преимущественно женское. К таким предпринимательницам я испытываю огромное уважение. Ничего у государства не просит, сама семью, детей тащит и еще кому-то работу дает. Аренда льготная, кредитование, обучение - любая помощь таким женщинам полезна. Уже и государство идет на налоговые послабления в этом направлении, а город словно в малом бизнесе не заинтересован. - Как исполняются наказы избирателей на 2011 год? Какие наказы Вы включили в план на 2012 год? - В текущем году мы объединили свои наказы с Геннадием Петровичем Турмовым, авторитет которого очень высок и у избирателей, и у городских властей. С радостью могу сообщить: заканчивается ремонт того участка улицы Махалина, что ведет к церкви. Это – наш наказ. В 2012 году по моему наказу будет установлен светофор на конечной остановке маршрута №68, на пересечении улиц Шилкинской, Тунгусской, Красного Знамени. Там же установят дорожные знаки перехода и нанесут разметку. Рядом две школы, №73 и №11, дети постоянно на дороге, родителям этот светофор очень нужен. - Как Вы оцениваете недавно принятую Думой «Стратегию и стратегический план развития города Владивостока до 2020 года»? - То, что такой документ необходим, это бесспорно. Ну, куда же без плана развиваться? То, что документ трудно рождался, обсуждался и принимался, это общеизвестно. То, что его обвиняли в излишней академичности, тоже. Вопрос в другом. Посмотрите любую информационную программу по телевизору – все про экономический кризис, рецессию, плохие перспективы не только Европы. Мы ведь не на другой планете живем. Нас это все равно коснется. К сожалению. И, конечно же, всех волнует вопрос: а что будет после саммита 2012? Сохранится ли такой же интерес федерального центра к нам? Не окажется ли вся новая дорогостоящая инфраструктура невостребованной, если люди будут и дальше уезжать из края с такой же интенсивностью? У меня лично на эти вопросы ответа нет. - Вы – член общественной организации «Женщина Владивостока». Как считаете, на сегодняшний день наши женщины достаточно защищены? Что еще нужно сделать, чтобы помочь им? - Если сравнивать с реальной жизнью, то я воспринимают этот вопрос скорее как риторический. Давайте признаем: юридическое равенство прав женщин и мужчин оказалось нетождественно равенству возможностей. Кто-нибудь против? В условиях сложной финансовой ситуации домашняя нагрузка на женщину усилилась, разрушена почти полностью или стала недоступной из-за высоких цен система платных услуг населению, снизились возможности доступа к детским дошкольным учреждениям, к различным формам семейного отдыха. Поэтому вряд ли нужна адресная помощь именно женщинам, если речь не идет о сложных жизненных ситуациях конкретного человека, одинокой матери с грудным ребенком, например, или беспомощной престарелой женщины, оказавшейся один на один со своей старостью. На мой взгляд, нужны социальные стандарты, в частности – в отношении семьи, единые для всех и гарантированные властью. Но гарантированные так, чтобы человек был уверен: на это я могу рассчитывать в любом случае. На нашем муниципальном уровне путь к ним только один: увеличение финансирования социальных статей бюджета. Есть целый ряд вопросов, когда федеральный закон говорит: муниципалитет вправе финансировать то-то и то-то, если он считает это нужным и обладает финансовыми возможностями. А муниципалитет в таких случаях об этих правах старается не вспоминать лишний раз. Наша задача ему об этом напоминать. Пример? Размер оплаты школьных завтраков. Организация летнего отдыха детей. Поддержка социальной торговли за счет снижения аренды. - В 2011 году пройдут выборы в Законодательное Собрание края, в 2012 – в Думу города. Вы уже определились с Вашими политическими планами? - В последнее время я уже несколько раз отвечала журналистам на этот вопрос. В Законодательное Собрание я не стремилась, потому что, повторюсь, считаю, что свои обязательства перед избирателями нужно выполнять в полном объеме. То есть – до конца срока созыва. Но это моя личная точка зрения, другие могут думать иначе. Быть политиком – значит, идти во власть, чтобы реализовать какие-то свои идеи и модели. За четыре года я поняла, что это по многим причинам невозможно. У российской политики вообще не женское лицо. Что же касается выборов в городскую Думу… Я почти готова сказать «нет», но что-то меня останавливает. Я буду думать… У большинства женщин сегодня мало времени на общественную активность. Но, с другой стороны глядя, может быть именно эта ситуация и подтолкнет женщин к самоорганизации, формулированию и отстаиванию собственных интересов