Депутат Людмила Таран: жильцы многоквартирных домов почувствовали себя собственниками

напечатать
7 июля 2013. ИА PrimaMedia

 

 

Владивосток, 7 июля, PrimaMedia.   

 

Тема ЖКХ в России традиционно является одной из самых "горячих". Не будет преувеличением сказать, что от ситуации в этой сфере во многом зависит и политическая стабильность в городе и крае. Поэтому любые инициативы и реформы в сфере ЖКХ всегда вызывают повышенное внимание общества и СМИ. О том, как новации в ЖКХ влияют на жизнь владивостокцев, РИА PrimaMedia рассказала заместитель председателя комитета по городскому хозяйству Думы Владивостока Людмила Таран, которая на днях стала гостем "прямого эфира" на сайте агентства.

- Один из самых громких вопросов, которые рассмотрел ваш комитет за время с начала работы нового созыва думы – социальная норма потребления электричества. Депутаты принимали обращение к губернатору, чтобы Приморский край и Владивосток как его часть вышли из "пилотного проекта". Могли бы рассказать об этом подробнее?

- Для депутатов это был очень острый и живой вопрос. В январе, когда мы обратились к этой теме, еще мало кто знал, что такое социальная норма. Только по социальной норме прошло четыре заседания нашего комитета, было много вопросов. А обращение к губернатору с просьбой отказаться от участия в пилотном проекте мы подготовили по той причине, что к введению соцнормы не готовы ни жители, ни ресурсоснабжающие организации. На "круглом столе", который проводился в стенах думы, я не услышала исчерпывающих ответов от представителей энергоснабжающих организаций на вопрос о том, как будет применяться соцнорма и сколько киловатт-часов будет положено каждому потребителю. Но если на этот вопрос не могут ответить энергетики, как тогда разобраться в новой схеме жителям?

При этом сама по себе соцнорма – не такая уж плохая вещь.  Но к ее ведению должен быть разумный подход:

сначала необходимо спросить мнение жителей, а возможно - провести референдум.            

Ведь понятно, что мы все и так экономим электроэнергию. И если соцнорма будет выгодна для горожан и позволит реально сэкономить на платежах за электричество, лишь тогда можно будет вести разговор о ее введении.

- К счастью, введение соцнормы наш регион миновало. Однако сейчас на повестке дня - не менее острая тема – капитальный ремонт. Как известно, с 2014 года во всех регионах страны предполагается создать собственные фонды, из которых будет финансировать капремонт многоквартирных домов. Сейчас в краевом парламенте  обсуждается закон, который регулирует этот механизм. На ваш взгляд, каким образом должен финансироваться капремонт во Владивостоке? И готовы ли собственники жилья оплачивать часть этих, безусловно, дорогостоящих работ?

- Я помню как в 2007 году, когда начал работать 185-й федеральный закон, жители не хотели участвовать в этой программе из-за необходимости оплачивать 5% от стоимости работ. Но когда прошли первые капремонты и люди увидели результат, люди убедились, что эта схема реально работает. Собственники поняли, что, к примеру, кровлю лучше один раз отремонтировать капитально, чем "латать" каждый год в рамках текущего ремонта.

Нашему городу повезло с тем, что огромное количество домов было отремонтировано в рамках программы капремонта по ФЗ-185. Но сегодня этот закон уже прекратил действие. К сожалению, по 148-му ПА, который предусматривает 20% софинансирование со стороны собственников, на 2013 год деньги Владивостоку из краевого бюджета не выделены, в работе только программа по переселению из ветхого и аварийного жилья.

Между тем, в жилом массиве, который обслуживает наша УК, в капремонте нуждается порядка 80% домов. Многим домам более 50 лет, приходят в негодность фасады и кровли, коммуникации.

В общем, на проведение капремонта в домах стоит очередь.            

Люди готовы заплатить больше, чем 5%, но решить проблему. Поэтому капремонт должен продолжаться, ведь в любом случае оплатить часть сметы, а не всю сумму капремонта, собственникам выгоднее.

- Краевой закон будет предполагать ежемесячные отчисления со стороны собственников жилья в фонд капремонта. Какова, на ваш взгляд, разумная величина такого платежа?

- Конечно, идеальной была сумма в 5% софинансирования, которую предполагал 185-ФЗ. НО я понимаю, что таких программ больше не будет. По моему мнению, в будущем доля собственников жилья в софинансировании капремонта не должна превышать 20%. В то же время, если жильцы хотят решить проблему, как текущая кровля, срочно, то нужно дать им такую возможность заплатить больше.  

- Как заместитель директора управляющей компании, вы часто бываете на общедомовых собраниях. Какие темы, помимо капремонта, сегодня волнуют людей? 

- Сегодня много вопросов идет по оформлению придомовой территории в общедолевую собственность. У нас в городе масса примеров, когда по соседству с жилыми домами "вырастают" магазины или рестораны. И если придомовая территория возле вашего дома не оформлена, такое может случиться и у вас. Бизнесмен предоставляет необходимые документы, а чиновники дают разрешения, не выезжая на место.

В доме, где я живу, мы вместе с другими жильцами оформили придомовую территорию в собственность еще два года назад. Территория у нас большая, и туда так и "просился" магазин, который перекрыл бы вид из окна нижним этажам.

- Следующий вопрос также связан с землей. Не секрет, что многие дворы во Владивостоке по вечерам "забиты" автомобилями. Как собственники жилья могут бороться с этим? 

- Советы домов, которые сейчас создаются в каждом доме, решают, что парковке во дворе не место. Недавно проезжала мимо двух многоподъездных домов в нашем районе, дворы которых фактически стали стоянками. В экстренных случаях ни "скорая", ни пожарные быстро в эти дворы не проедут. Опять же, охраняют такие стоянки, как правило, гости из бывших союзных республик, которые живут в бытовках или старых машинах, непонятно как подключенных к электричеству.

У нас в микрорайоне, на Кузнецова, 50, жильцы смогли добиться того, чтобы у них из-под окон убрали незаконную парковку.            

Сначала они сами притащили блоки, перекрыв въезд транспорту. Затем были бесконечные обращения в прокуратуру, в администрацию города, полицию, управляющую компанию. Проблему далось решить. А затем при содействии администрации Владивостока удалось построить на этом месте спортивную площадку. Теперь жители имеют возможность играть зимой в хоккей, а в теплое время года – в баскетбол. Рядом проходят районные праздники, собираются люди.

Что до автомобилистов, то они смирились и ставят машины на платных парковках. Конечно, удобно поставить свою машину прямо под окнами, но нужно думать еще и о других людях.

- Насколько я помню, дома на Кузнецова объединены в ТОС ( Территориальное общественное самоуправление). Что это за форма управления и чем она отличается от других? 

- ТОС – это предусмотренная федеральным законом №131 форма общественного управления одним или нескольким многоквартирными домами, подъездом, микрорайоном.  Можно сказать, что ТОС на Кузнецова "организовался" как раз благодаря несанкционированной парковке. Ведь к работе тогда подключились не только жильцы дома №50, но и четырех соседних домов. Люди собирались, общались, находили общие темы. И тогда возник вопрос, как объединить свои усилия и в решении других вопросов. Через некоторые время жильцы пяти домов стали собирать документы для регистрации ТОСа.

Создание ТОС "Кузнецова" позволило жильцам совместно решить вопросы с капитальным ремонтом кровель. Когда несколько домов выступают "единым фронтом", их лучше слышат и в управляющей компании, и в администрации города. Когда в прошлом году у нас на округе проводились общественные слушания программы  "Комфортный город", жители пришли на эту встречу целыми домами, озвучили главе города имевшиеся проблемы.

Хорошей традицией в ТОСе уже успело стать празднование Масленицы и других праздников, вместе с детским клубом "Звездочка" организовываются мероприятия ко Дню Победы и Дню пожилого человека, "Дни рождения" домов.

Дольше формировался ТОС "Кузнецова-2", который объединяет несколько многоподъездных домов. Но, тем не менее, когда там решался вопрос  размещением автостоянки, ТОС высказался за размещение на этой территории спортивной площадки.

- Среди вопросов, которые ваш комитет рассмотрел за полгода работы, - критерии оценки работы управляющих компаний города. Как жители смогут оценить работу УК? 

- Сегодня жители нередко, выбирая УК, не имеют представления о качестве работы управляющих компаний. Мы хотим, чтобы жители города могли зайти на сайт и посмотреть, как работает та или иная компания. Поэтому комитет по городскому хозяйству совместно с администрацией Владивостока подготовил и утвердил систему критериев оценки УК.

Теперь работа "управляек" будет оцениваться по количеству жалоб со стороны собственников, количеству созданных советов домов, проценту установки общедомовых и индивидуальных приборов учета, количеству наложенных на УК штрафов. Все критерии понятны для жителей, что позволит сформировать ясную картину.            

Думаю, что работа по оценке УК начнется уже в сентябре и к концу года любой житель Владивостока сможет зайти на сайт и объективно сравнить работу разных управляющих компаний.

- Недавно ваш комитет рассмотрел еще один важный документ, который регулирует порядок обращения с зелеными насаждениями во Владивостоке. Что в нем принципиально нового для горожан? 

- В прошлом году многодетные семьи города начали получать землю под строительство собственного жилья. Во многих случаях семьи столкнулись с необходимостью вырубать деревья  на участке для того, чтобы начать строительство. Но сегодня этот процесс достаточно сложен, на рубку деревьев необходимо получать специальный документ, собирать документы, платить деньги… Поэтому мы намерены принять документ, который бы позволил рубить деревья под фундамент и коммуникации без получения порубочного талона. Думаю, это значительно ускорит строительство домов на таких участках. При этом на остальные зеленые насаждения на участке такая норма распространяться не будет.

- Жилье в нашей стране многие десятилетия "давалось в найм" за многолетний труд и лишь недавно стало собственностью. Изменилось ли сознание людей? Ощущают ли они себя хозяевами своей квартиры, дома, подъезда?

- Когда я пришла работать в сферу ЖКХ, то жители еще не понимали, что они стали собственниками не только своей квартиры, но и общедомового имущества. Сейчас, спустя семь лет, ситуация в корне изменилась.

Люди понимают, что это имущество нужно содержать, нести за него ответственность, а для решения проблем - объединяться. А управляющие компании, в свою очередь, выступают в роли партнера жильцов.